'НАСТРОЙЩИК': ДОРОГАЯ АННА СЕРГЕЕВНА
Настройщик роялей Андрей (Делиев) бродит по городу в поисках работы, живет в неприметной мансарде и взаимно влюблен в избалованную эксцентричную дочь богатых родителей Лину (Литвинова). Скудный, непостоянный заработок не позволяет герою содержать свою любимую достойным образом - манерная девушка постоянно хочет денег. Случайно попав в дом богатой пожилой леди Анны Сергеевны (Демидова), очаровав даму и ее несчастную в любви подругу Любу (Русланова), настройщик начинает посещать женщин все чаще и чаще. Постепенно, в задушевных беседах о музыке, склерозе и животных, среди антиквариата и блеска драгоценных перстней и серег рождается виртуозный план ограбления старушек.
Этот фильм - вольная адаптация к современности детективных сюжетов писателя начала ХХ века Аркадия Кошко и, пожалуй, самый совершенный фильм одной из главных фигур отечественного арт-хауса Киры Муратовой. Кроме того, это нечастый по нашим дням актерский бенефис, в котором непринужденно сочетается, казалось бы, несочетаемое: высший пилотаж старой отечественной актерской школы и совершенное мастерство непрофессиональных лицедейских работ. Алла Демидова, давно не игравшая ничего равноценного этой роли, все экранное время фактически гениально взаимодействует не только с людьми, но и с собственной собачкой - пекинесом Микки, получившим роль у Муратовой по требовательному настоянию актрисы. Нина Русланова в очередной раз подтвердила тот факт, что актрису органичнее трудно вспомнить, и не только в современном кино. Тем занимательнее на фоне великих женщин выглядит Георгий Делиев, нисколько не уступающий им в создании далеко не однозначного образа своего героя. О Ренате Литвиновой отдельный разговор. Помимо того, что она поразительно хороша в формате ч/б, именно благодаря этой роли становится ясно одно - Литвинову нужно снимать только в комедии, преимущественно оградив ее при этом от собственных монологов. Несмотря на то, что временами возникает стойкое ощущение того, что актриса пародирует интонации Максима Галкина, пародирующего ее саму, эта роль свидетельствует: Литвинова умеет не только быть в кадре самой собой, но и временами проявлять отдельный от собственного имиджа драматический талант.
Современная Одесса, выступающая фоном для действия, кажется, существует вне времени благодаря махровой контрастности черно-белой пленки - в тонах, в которых Муратова чувствует себя как рыба в воде. Изумительный в своей изобретательности видеоряд ни на секунду не изменяет высочайшему внутреннему режиссерскому вкусу. Атрибуты нашего времени (мобильники, компьютеры и проч.), с помощью которых осуществляется афера, - не более чем средство перенести задумки Аркадия Кошко в наши дни. При всем этом, интонации 'Настройщика' абсолютно актуальны. Именно благодаря таланту Муратовой все два с половиной часа, пока длится фильм, внимание зрителя не ослабевает ни на минуту. И дело не только в 'химии', которая возникает между актерами в каком-то сверхъестественном трепете. Просто в данном случае зритель сталкивается с универсальным кино, в котором сквозь потрясающий юмор (порой невинный, как детство, порой жестокий, как точное попадание в жизнь) проступает единственно верный, объективный приговор действительности.
Анастасия Белокурова, InterMedia