"ДРОВОСЕК": ПРОЩАЙ, ДЕТКА, ДЕТКА, ПРОЩАЙ
На фоне стильных титров главный герой фильма Уолтер (Кэвин Бэкон), отсидев 12 лет по обвинению в совращении юных нимфеток, освобождается из тюрьмы досрочно. Он возвращается в родной городок, устраивается работать на лесопилку и пытается начать жизнь заново. Но тяжелое бремя прошлого не дает ему покоя: он сторонится коллег по работе, посещает психиатра и ведет не всегда приятные разговоры с мужем своей сестры, из которых постепенно выясняется, что внутри семьи лежит давний, глубокий конфликт. Пытаясь побороть себя, Уолтер знакомится с молодой женщиной Викки (Кира Седжвик), которая узнает о нем страшную правду и старается помочь бывшему заключенному. Вскоре выясняется и то, что Уолтер не совершал никакого насилия. Он виновен только в нездоровом влечении к малолетним созданиям, и страсть эта причиняет ему самому долгие мучительные переживания. Однако детектив Лукас (Мос Деф) и сослуживцы Уолтера не верят в перевоспитание. Ситуация обостряется, когда в городе появляется очередной маньяк-педофил.
Наивный зритель, который купится на то, что фильм анонсирован как 'триллер', будет жестоко разочарован. Перед нами тягучая, как беспросветность провинциального быта, криминальная драма и одновременно очень достойный режиссерский дебют Николь Кассель, снятый по роману Стивена Фехтера и уже получивший главный приз на фестивале 'Санденс'. Уверенная режиссура картины почти лишена камерности подобных лент американского независимого кино. Можно придраться к слабоватой драматургии (и то местами), но этот недостаток полностью компенсирует отличная актерская игра. Кому по душе медленные психологические пассажи и неторопливое действие, могут спокойно отправляться в кинотеатр - свою долю удовольствия они получат. Если только тематика картины не отпугнет особых поборников нравственности и морали.
Обычно вопрос педофилии, в особенности - круто замешанной на инцесте, кинематограф решает прямолинейно. Не раз извращенцы, надругавшиеся над малолетними созданиями, подвергались на экране ожесточенному преследованию, а затем и обязательному уничтожению как самые отвратительные из деклассированных элементов. В литературе об этом правдивее всего поведал Стивен Кинг, сделав эту тему сквозной не в одном романе. Понятно, что у любого нормального человека все это может вызвать только чувство резкого неприятия. Однако культура знает и другие примеры. Так эротическое нытье Гумберта Гумберта по поводу одного не в меру развращенного ребенка привело писателя Владимира Набокова к мировой славе и сделало имя 'Лолита' нарицательным. В случае 'Дровосека' (название фильма отсылает к сказке о Красной Шапочке) совершается невероятная на первый взгляд попытка посмотреть на вопрос подобного влечения глазами очень хорошего человека, которому можно и нужно сострадать. И здесь Кевин Бэкон заслуживает особых аплодисментов. Впервые за последние годы у актера появилась возможность не только оставаться в стороне от премий и наград, оттеняя своим талантом других именитых звезд, но и выложиться на все сто в главной роли, действительно достойной его дарования. Перед съемками примерный семьянин Бэкон не общался ни с одним педофилом, будучи твердо уверенным, что гипотетический Уолтер сидит внутри каждого мужчины. Понятно, что с такими мыслями актер не был номинирован на премию 'Оскар', которую после успеха фильма на 'Санденсе' ему прочили американские кинокритики. Зато получил еще один шанс войти в историю кино благодаря совершенной актерской работе.
Анастасия Белокурова, InterMedia