НА "СПОРТИВНОЙ" "ЗОЛОТОЙ МАСКЕ" ПОПЫТАЛИСЬ НАГРАДИТЬ ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
XI торжественная церемония вручения национальной театральной премии 'Золотая маска' прошла 11 апреля в Театре им. Моссовета. Любопытно, что в этот день на официальном сайте фестиваля goldenmask.ru появилось объявление, гласившее: 'Внимание! Дирекция 'Золотой маски' приносит свои извинения. Церемония закрытия фестиваля отменяется! Вместо нее состоится массовое спортивное мероприятие по оздоровлению театра'. Даже на билетах слово 'церемония' оказалось зачеркнуто и заменено на 'спортивно-оздоровительное мероприятие'. Театрализованное действо и вправду оказалось было объединено спортивной тематикой: внешний антураж; маленькие 'спортивные' подарки посетителям; участие Танцевального взвода баскетбольного клуба ЦСКА, лихо выплясывавшего под Rammstein, и сборной команды России по художественной гимнастике; участие в церемонии награждения комментаторов, тренеров и спортсменов - все было призвано освежить однообразную церемониальную фабулу. Нелегкая задача стояла перед открывавшим торжество генеральным продюсером фестиваля Эдуардом Бояковым, который вышел на сцену в спортивном костюме, с баскетбольным мячиком в руках и все пытался в своем выступлении связать театр и спорт. 'Сегодня перед нами стоит серьезная задача - борьба с весенним авитаминозом, сегодня многие политики говорят о том, что нации необходимо оздоровление', - объявил он, после чего перешел собственно к разговору о театре. Генеральный продюсер пообещал, что на церемонии вручения премий 'Золотая маска' станет главенствовать олимпийский принцип, то есть 'проигравших не будет'. Его речь подхватил руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, которому и на сей раз удалось оказаться 'в стиле', невзирая на академический внешний вид. 'Мне велели прийти в спортивном костюме, - оправдался Михаил Ефимович, - я выбрал костюм шахматиста'. Что касается пар ведущих торжественного вечера, то один из конферансье являлся человеком спортивной среды (тренером, комментатором, спортсменом), а другой - театральной (певцом, танцовщиком, актером). Всю церемонию вели актриса Инга Оболдина и спортивный комментатор Василий Уткин, а для вручения 'Масок' в отдельных номинациях приглашалась новая пара. Среди 'вручантов' отметились балерина Илзе Лиепа и баскетболист Алексей Саврасенко, Владимир Турчинский и солистка 'Геликон-оперы' Татьяна Куинджи, чемпионка мира по тяжелой атлетике Валентина Попова и артист Федор Чеханков и др. Главные балетные премии - за 'лучшую женскую роль' и 'лучшую мужскую роль' достались представителям Мариинского театра: Наталье Сологуб и Андрею Меркурьеву. 'Лучшим балетным спектаклем', впрочем, тоже была признана постановка 'Форсайт в Мариинском'. Андрей Меркурьев признался, что готовился к этой премии три года. 'Тогда мне не повезло, - говорит победитель, - сегодня повезло - наверное, потому что не было Николая Цискаридзе'. Лучшим спектаклем в номинации 'Современный танец' был признан 'Тряпичный угол' эксцентрик-балета Сергея Смирнова из Екатеринбурга. Три 'маски' пришлись впору исполнителям 'Аиды': так, премия за 'лучшую женскую роль' досталась 'новосибирской Амнерис' Ирине Макаровой, постановщик 'Аиды' Дмитрий Черняков был награжден за 'лучшую работу режиссера', а сама опера в постановке Новосибирского театра оперы и балета была признана 'лучшим спектаклем'. Бурную реакцию в зале вызвало появление на сцене 'оперного секс-символа' Теодора Курентзиса: народ хлопал, кричал, топал и свистел. Когда Дмитрий Черняков сообщил о том, что, по мнению постановочной группы, премия 'за лучший спектакль' принадлежит дирижеру, молодой маэстро возразил, что награда по праву должна принадлежать Джузеппе Верди. Постановщики поделились с залом важным замечанием по поводу московского исполнения 'Аиды'. 'Жалко, что вы не видели этот спектакль в Новосибирске и не слышали, как он должен звучать', - обратился Дмитрий Черняков к залу. В номинации 'Опера/Лучшая мужская роль' победил Робер Хэйл ('Летучий голландец' Рихарда Вагнера в постановке ГАБТа). За лучшую работу дирижера был награжден маэстро Музыкального театра Ростова-на-Дону Александр Анисимов ('Леди Макбет Мценского уезда' Дмитрия Шостаковича). За эту же постановку премию получил ростовский художник Зиновий Марголин за 'лучшую работу художника в музыкальном театре'. Среди номинаций жанров оперетты и мюзикла сняли две: 'Оперетта/Мюзикл/Лучшая женская роль' и 'Оперетта/Мюзикл/Лучшая работа режиссера'. Две награды - за лучшую мужскую роль и лучший спектакль - также уедут в Новосибирск вместе с Александром Выскрибенцевым ('В джазе только девушки', Миллионер) и новосибирским Театром музыкальной комедии ('В джазе только девушки'). После вручения премиальных 'Масок' настала очередь награждения специальными призами, присужденными жюри музыкального театра, для чего на сцену был приглашен председатель судейской коллегии Родион Щедрин. Премию 'За высокохудожественную самобытную вокальную импровизацию' получила Людмила Глухова (спектакль 'Песни дождя', театр пластической драмы 'Человек', Омск), покорившая всех сочетанием великолепных вокальных данных и мастерством традиционной импровизации. Второй спецприз получил хор Большого театра - 'за высокопрофессиональную работу в спектаклях 'Летучий голландец' и 'Макбет''.
Список лауреатов - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Мария Зуева, InterMedia
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ 'ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005'
(музыкальные номинации)
Опера/Спектакль
'Аида' Дж.Верди - Театр оперы и балета, Новосибирск
Опера/Работа дирижера
Александр Анисимов - 'Леди Макбет Мценского уезда', Музыкальный театр, Ростов-на-Дону
Опера/Работа режиссера
Дмитрий Черняков - 'Аида', Театр оперы и балета, Новосибирск
Опера/Женская Роль
Ирина Макарова (Амнерис) - 'Аида', Театр оперы и балета, Новосибирск
Опера/Мужская роль
Робер Хэйл (Голландец) - 'Летучий голландец', Большой театр, Москва
Оперетта/Мюзикл/Спектакль
'В джазе только девушки' Джул Стайн - Театр музыкальной комедии, Новосибирск
Оперетта/Мюзикл/Мужская Роль
Александр Выскрибенцев - Миллионер, 'В джазе только девушки', Театр музыкальной комедии, Новосибирск
Балет/Спектакль
'Форсайт в Мариинском' И.С. Баха, Франца Шуберта - Мариинский театр, Санкт-Петербург
Современный танец/Спектакль
'Тряпичный угол' - Эксцентрик-балет С.Смирнова, Екатеринбург
Балет/Современный танец/Женская роль
Наталия Сологуб - 'Steptext' ('Форсайт в Мариинском'), Мариинский театр, Санкт-Петербург
Балет/Современный танец/Мужская роль
Андрей Меркурьев - 'Там, где висят золотые вишни' ('Форсайт в Мариинском'), Мариинский театр, Санкт-Петербург
Работа художника в музыкальном театре
Зиновий Марголин - 'Леди Макбет Мценского уезда', Музыкальный театр, Ростов-на-Дону
Конкурс 'Новация'
'Апокалипсис', театр 'Тень', Москва
Приз критиков и журналистов
'Аида', Театр оперы и балета, Новосибирск
Приз зрительских симпатий Nescafe Gold
'Ричард III', театр 'Сатирикон', Москва
Специальный приз 'За высокохудожественную самобытную вокальную импровизацию'
Людмила Глухова - спектакль 'Песни дождя', театр пластической драмы 'Человек', Омск
Специальный приз 'За высокопрофессиональную работу в спектаклях 'Летучий голландец' и 'Макбет''.
Хор Государственного академического Большого театра, Москва