НА ЮБИЛЕЕ "ВИРТУОЗОВ МОСКВЫ" УБИЛИ ФОРМАЛИСТА
Юбилейный концерт камерного оркестра 'Виртуозы Москвы' состоялся 14 апреля в Большом зале консерватории. Среди почетных гостей на торжественный вечер пришли Михаил Швыдкой, Слава Зайцев и Борис Ельцин. Открывая мероприятие, Святослав Бэлза рассказал вкратце историю оркестра 'виртуозов смычка', резюмировав, что теперь этот коллектив представляет собой 'мощный брэнд, который, как и брэнд 'Владимир Спиваков' способствует популяризации классического искусства'. Видимо в преддверии предстоящих юбилейных сюрпризов, ведущий вспомнил о праздничном тысячном концерте 'Виртуозов' и рассказал, что руководитель оркестра вышел тогда в рыжем парике и золотых туфлях, затем спрыгнул со сцены и пригласил на танец Майю Плисецкую. В первом отделении прозвучали симфония 'Дом Дьявола' ре минор Луиджи Боккерини (одно из первых произведений в репертуаре оркестра), Третья соната до мажор Джоаккино Россини и популярный 'Венецианский карнавал' Жана-Батиста Арбана, где соло на трубе сыграл талантливый музыкант Сергей Накаряков. В своем исполнении 'Виртуозы' отличились блестящим чувством стиля и ансамбля. Даже во время сложнейших пассажей и хроматических мелизмов унисоны не только отдельных партий, но и групп оркестра звучали, словно сыгранные одним человеком. Особенно интересный эффект это давало при унисоне разных тембровых групп - струнных и духовых: здесь возникало ощущение рождения какой-то неизвестной ранее акустической краски. Это было идеальное звучание оркестра, как единого инструмента. Очень хорошо почувствовал ансамбль и воспринял манеру и стиль исполнения Сергей Накаряков (хотя в самом начале не обошлось без легкой темповой несостыковки между оркестром и солистом, но музыканты быстро с ней расправились). Отличия в манере исполнения были чисто внешними - Сергей Накаряков играл с таким отрешенным от музыки видом, с каким обычно студенты сдают зачет. Однако его неэффектное поведение с лихвой компенсировалось эффектным исполнением. На 'бис' молодой трубач и 'Виртуозы Москвы' блестяще исполнили Choro Staccato Денику . Если баланс между Сергеем Накаряковым и оркестром был выдержан, то этого нельзя сказать о дуэте оркестр - Денис Мацуев. Во втором отделении они исполнили Первый концерт для фортепиано с оркестром Д.Д.Шостаковича (соло на трубе Сергей Накаряков). Изящная, чуткая и гибкая игра 'инструмента-оркестра' не сочеталась с блистательной, звездной манерой исполнения и поведения пианиста. На 'бис' Денис Мацуев преподнес 'Happy Birthday' в псевдоджазовой обработке, которую уже доводилось слышать в этом году на своем юбилее квартету им. А.П.Бородина. Самым эффектным номером юбилейной программы стал 'Антиформалистический раек' Д.Д.Шостаковича - небольшая сатирическая кантата для оркестра, хора и соло баритона (Сергей Лейферкус). Тут и выяснилось, почему на сцене так много слушателей - не все они пришли по билету 'на сцену'. Как минимум половину составляли участники хора, одетые 'антиформалистично' - в повседневную одежду. Предваряя исполнение Святослав Бэлза процитировал стихи, которые подарили Владимиру Спивакову на одном их концертов в Новосибирске: 'Во время смутных переломов/И перестроечных райков/Спасет Россию не Обломов,/Спасет Россию Спиваков'. По словам ведущего, эти строки можно расценивать как своеобразное предвосхищение обращения маэстро к сатирическому произведению Шостаковича. В исполнении оркестра и Сергея Лейферкуса сочинение прозвучало очень эффектно. Солист проявил себя и как великолепный актер, исполняя музыковеда Единицына с приклеенными усами и трубкой в руке, копируя интонацию кремлевского кавказца на мотив 'Сулико' (И.В.Сталин); затем музыковеда 'эстета' Двойкина с его вальсочком и подобострастной лезгинкой (А.А.Жданов); и, наконец, музыковеда 'от сохи' Тройкина на мотивы 'Камаринской', 'Калинки', 'Маленькой елочки' (Д.Т.Шепилов). (Есть еще один вариант трактовки жителей 'райского мирочка' - Сталин, Ленин и Хрущев.) В самый разгар сатирических 'дебатов' солиста и хора о формальном и реалистическом искусстве в зале со своего места встал человек, выкрикнув исполнителям: 'Кто вам дал право издеваться над советским искусством?' Подоспевшие охранники потащили его вон, и тут Владимир Спиваков достал пистолет и выстрелил в крикуна недрогнувшей рукой. А в это время полуобнаженные хористки в блестящих красных платьях начали неуклюже выплясывать канкан. Еще реалистичнее происшествие стало выглядеть, когда с криком из зала побежала спутница 'убитого'. По окончании произведения они оба вернулись с цветами под бурные аплодисменты и всеобщий вздох облегчения.
Мария Зуева, InterMedia