'МУМИЙ ТРОЛЛЬ' - 'СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ'
Вот что вспомнилось. В 1997 году в кулуарах 'Максидрома' мне встретилась начинающая звезда по имени Илья Лагутенко. Выхватив диктофон, я задал ему несколько вопросов о творческих планах - это было одно из первых интервью 'мумика'. Потом друзья спросили меня: 'Ну так как, педик он или не педик?' Вот ведь что людей интересовало. С тех пор много воды утекло, и подобных вопросов больше не возникает. Безупречную репутацию 'троллей'-натуралов не поколеблет даже их фотосессия в скверике у Большого театра, украсившая переднюю и заднюю обложки 'Слияния и поглощения'. Местечко исторически пользуется сомнительной славой, но 'Мумий Тролля' она никоим образом не задевает. Обложка альбома причудливо сочетает помпезность с самоиронией - и рецепт такого смешения оказывается универсальным и для песен пластинки: Лагутенко не стесняется нагонять пафоса, ибо умеет вовремя разрушить его емким текстовым образом либо простодушным инструментальным ходом. Вообще, беглого знакомства со 'Слиянием и поглощением' недостаточно, чтобы понять, насколько этот альбом хорош. Зато даже единственного прослушивания хватит, чтобы удостовериться в том, что 'Мумий Тролль' - отличная группа. Хотя бы потому, что им бесполезно подражать: уж сколько народу пыталось, да получалась полная ерунда. К тому же за 'троллями' невозможно угнаться: они продолжают полет по только им самим известной орбите и умудряются, оставаясь стропроцентно узнаваемыми, радикально меняться от альбома к альбому.
'Слияние и поглощение' - отрепетированная на гаитянской жаре, максимально быстро записанная, импульсивная и откровенная пластинка. Небольшие шероховатости восприятия связаны только с тем, что музыканты 'Мумий Тролля' уже полгода живут с этими песнями и любят их как родных, а слушателю еще нужно время на привыкание. Илья Лагутенко и Ко не пожелали дать публике скидку и обошлись без подсказок: вот, мол, три-четыре хита, а остальные песни тоже послушайте, если захотите. Секрет в том, что хитов на пластинке нет - или же их здесь слишком много. Даже запущенный чуть раньше 'Здравствуйдосвидания', где музыканты охотно цитируют Криса Ри и других, отнюдь не выбивается из общего ряда. Лидером летних плей-листов способна стать едва ли не каждая композиция, исключая разве что вступление, короткие музыкальные шутки 'троллей' (треки 9 и 14) и песню 'Янтарь'. Все прочее чем-то да цепляет, причем все время разными крючочками. Даже симфоническое 'Интро' звучит более чем благозвучно - вот только применение себе при нынешнем состоянии дел в шоу-бизнесе оно может найти только в рингтоне. 'Прости, киска!' обладает совершенно неотвязной, сыгранной одним пальцем клавишно-электронной мелодией: под стать юмористической аранжировке и лагутенковский текст. 'Банзай' и 'Ирис' - боевики с запоминающимся припевом, своеобразные приветы от 'Мумий Тролля' 90-х. 'Кораллы' и 'Хищник' - красивые медленные песни, в которых - редкий для Лагутенко случай - стихи даже не кажутся совсем уж абстрактными. 'Непокой' - проникновенный эротический романс с волнительно засэмплированными женскими стонами. 'Приватизация' кажется немного искусственной: возможно, идея поведать любовную историю экономической лексикой была чересчур надуманной. 'Страху нет' - абсолютно клоунская вещь: 'тролли' вновь реализуют обычно тщательно скрываемый ернический потенциал электронной музыки, а в финале специально обученные дети долго орут рефрен 'тебя вставляет - ты вставляешься'. 'Так бывает не случайно' группа склеила из двух плохо стыкующихся составляющих - прекрасной лирической мелодии и грубоватого текста: хитом эта песня может стать в виде фонограммы 'минус один'. Но даже если и не станет - на диске достаточно других претендентов в лидеры радиочартов. Теперь любопытно проследить за тем, осмелятся ли станции крутить самые смелые и неоднозначные произведения диска, или ограничатся 'золотой серединой'.
Алексей Мажаев, InterMedia