"ЗАГАДОЧНАЯ КОЖА": НЕ ДОСТАВАЙТЕ СКЕЛЕТОВ ИЗ ШКАФОВ

Пресс-показ фильма 'Загадочная кожа' (Mysterious Skin, США, 2004, режиссер - Грег Араки, в ролях - Брэди Корбет, Джозеф Гордон-Левитт, Мишель Трахтенберг) состоялся в кинотеатре 'Иллюзион' 28 апреля.
По его собственным заверениям, Нил трахнул каждого мужика в своем захолустном городке. Два раза. И оттого жить ему невыносимо скучно. Наркотики не радуют, секс с мужиками - лишь способ заработать на жизнь, о том, что такое любовь, в американской глухой провинции с наметившимися признаками распада вообще мало кто знает. Нил не исключение. Одним словом, вместо сердца у Нила черная дыра. Как он дошел до жизни такой - загадка.
Брайану постоянно снятся кошмары, в которых инопланетные шупальца тянутся к нему сквозь время. Он убежден, что в детстве его похитили инопланетяне и что-то нехорошее с ним сотворили. Брайан даже пишет письмо 'девочке из телевизора', жертве инопланетного похищения. Девочка убеждает его, что пришельцы вживили ему специальный микрочип и всегда следят за ним. Впрочем, скоро становится ясно, что нервической жертве зеленых человечков гораздо интересней, что у Брайана в штанах, чем то, что у него в голове.
Этим двоим, Брайану и Нилу, всего-то и нужно было, что встретиться и как следует поговорить. Они - два кусочка одного паззла, и трагедия у них одна на двоих. Но запрятана она, в лучших традициях дедушки Фрейда, в глубоком-глубоком детстве, и докопаться до нее не так-то просто.
Араки - известный смутьян общественных нравов и маргинал всея Америки. Его эпатирующие 'Поколение игры в Doom' и 'Нигде' нормальные люди не могут смотреть без содрогания. Общее настроение этих фильмов таково, что складывается впечатление, будто бы самого режиссера в детстве похищали зеленые человечки и проводили загадочные эксперименты над его мозгом. С тех пор помыслы его неудержимо стремятся к космосу. В то же время на счету режиссера и вполне безобидная мелодрама 'Великолепие', так что: кто его разберет, этого Араки.
Фрики и перверты всех мастей - самые частые герои фильмов Араки. Фрик на фрике выезжает и фрик фриком погоняет. В 'Загадочной коже' дело как раз так и обстоит. В абсурдистском мире, окружающем героев, проблема сексуальных преступлений и извращений представлена в новом ракурсе. Араки бесконечно далек от какого-либо морализаторства, наоборот, местами кажется, что камера без стыда лезет в совсем потаенные, запретные уголки человеческого тела и отношений, обнажая все до предела, за которым уже только порнография. Если Брайан ведет себя и выглядит как вполне типичная жертва сексуальных домогательств в далеком-далеком детстве, то обладатель соблазнительного тела и бесстрастного сердца Нил выглядит и впрямь инопланетным гостем. Его поведение выходит за все допустимые рамки морали, он пария, не считающийся ни с чием мнением, кроме своего. Удивительно то, как череда бессмысленных эпизодов с употреблением наркотиков и бесконечными совокуплениями вдруг обретает интонацию исповеди и складывается в целостную картину, все выше и выше воспаряя к духовному перерождению героев, катарсису под условным названием 'вспомнить все'. Араки вообще мастер местечковых апокалипсисов и затяжных прыжков в психоанализ. Лучшее место для психоанализа, как известно, посткоитальная койка. Так и герои 'Загадочной кожи' возвращаются за миром и отпущением грехов на тот самый диван в чужом доме, где когда-то их, восьмилетних, лишили детства.
Екатерина Нежельская, InterMedia

Последние новости