'ЖЕНА ИМПЕРАТОРА': КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Показ фильма 'Жена императора' (Emperor's Wife, Нидерланды-Люксембург-Бельгия, 2004, режиссер - Жюльен Вребо, в ролях - Джонатан Рис-Мейерс, Макс Бизли, Розана Пастор, Летиция Долера) состоялся в рамках фестиваля голландского кино 'Оранжевые дни' в киноклубе '35 мм' 27 апреля. 'Жена императора' - своего рода сказка для взрослых. Некий император задумался о смене супруги - ведь уже семь лет, как он тщетно ждет от нее наследника. На поиски юной девственницы (царственные особы других в жены не берут) засылают демонического вида Камердинера. Вскоре тот возвращается во дворец с красноволосой Сабой и начинает нелегкий процесс ваяния из дикарки королевны. В помощь выданы учителя-истуканы, призванные обучить ее всем дворцовым премудростям, но своенравная девица не идет ни на какие компромиссы и учиться не желает. Тем временем что-то меняется в Камердинере: он начинает дурно спать по ночам, и подлинная жена императора подозревает, что Камердинер влюблен. Это предположение оказывается не так уж далеко от истины. Параллельно императрица не оставляет попыток обзавестись наследником, пока ее не заменили на более молодую девицу. Как и положено в подобных сказках о плохих женах и жестоких властителях, к финалу все будет крутиться вокруг формулы 'казнить нельзя помиловать'. Сказочности и нереальности всему происходящему добавляет яркая насыщенная картинка: в каждом кадре что ни тяжелый бархат на окнах и зажженные повсюду свечи - то глянцевитое небо с миллиардом рассыпанных по нему звезд. На этом фоне и разворачивается весьма схематичная история манекеноподобного Камердинера и его избранницы.
'Жена императора' - это, безусловно, территория китча. Сияющие отполированным лоском авто рассекают подъездные дорожки угрюмых готических замков. 'Невесту' держат в зале и круглосуточно наблюдают за ней посредством видеокамер. Средневековье встретилось с киберпанком и ушло в отрыв. Что-то подобное уже можно было наблюдать в британских панковских экранизациях Шекспира по мотивам Гамлета. Герои двигаются как механические куклы, их лица лишены страсти, в глазах поселился недобрый блеск, и, как заевшая пластинка, по поводу и без они отрешенно повторяют: 'Закон, таков закон: закон: закон: закон:' Однако режиссеру удалось не перешагнуть ту черту, которая отделяет китч от кэмпа, и все эта разнузданность красок и буйство цвета смотрятся завораживающе красиво. Про такое кино принято говорить, что оно 'атмосферное'. Старые сказки о главном, равно как и навязшая в зубах со школы литературная классика, уже давно стонут под ворохом тяжеловесных костюмных фильмов. При таком раскладе подход Жюльена Вребо - не сказать, конечно, чтобы очень новаторский - все же способствует стряхиванию пыли с исторических мотивов. Рис-Мейерс в роли камердинера Чемберлена великолепен и неподражаем. У него кожа цвета молока, пергидрольная шевелюра, ярко-алый росчерк губ, взгляд с поволокой и частокол лопнувших сосудов в белках глаз. Стопроцентно байронический тип, который даже на самые страшные жертвы любви идет с абсолютно бесстрастным выражением лица. Не менее колоритна и его возлюбленная Саба: прическа под Лолу ('Беги, Лола, беги'), детское лицо, субтильное тело и повадки дикой кошки. Несинхрон темпераментов и внешностей делает из этой пары образцовый инь-ян тандем. Циничная условность хэппи-энда производит шокирующее впечатление, но, по здравому размышлению, приходишь к выводу, что так оно и есть: истинная любовь и счастье для принцессы в нашем мире возможно только с евнухом.
Екатерина Нежельская, InterMedia

Последние новости