"МЕСТЬ И ЗАКОН" (полная версия)
(Sholay, Индия, 1975, режиссер - Рамеш Сиппи, в ролях - Дхармендра, Хема Малини, Амитабх Баччан, Санджив Кумар, Джайя Бхадури, Амджан Кхан)
Бывший полицейский Тхакур (Кумар) нанимает двух авантюристов Джая (Баччан) и Виру (Дхармендра) для поимки главаря банды бандитов Габбара (Кхан), промышляющего набегами на окрестные села. У Тхакура с Габбаром давние счеты: однажды полицейский засадил разбойника в тюрьму, а тот, сбежав, вырезал всю семью обидчика и ко всему лишил его возможности мстить самостоятельно, отрубив ему руки. Джай и Виру приезжают в деревню, где вступают в противостояние с бандой. Оба находят свою любовь, от которой до смерти четыре шага.
Этот фильм, для которого эпитеты 'культовый' и 'легендарный' уже давно стали чем-то обыденным, по мнению многих кинокритиков и простых зрителей, уверенно занимает свое место в гипотетической десятке лучших фильмов, которые когда-либо видел свет. Для индийского кино этот фильм - главная веха, точка отсчета и, по данным журнала Stardust, 'лучший фильм, снятый за 50 лет'. Sholay (в переводе - искра, пламя) в нашем прокате получил громкое название 'Месть и закон' и стал главным фильмом детства поколения, чье детство пришлось на конец 70-х - начало 80-х, наравне с 'Искателями приключений' Робера Энрико и 'Трюкачом' Ричарда Раша. Многие эпизоды картины, будь то танец Хемы Малини на битом стекле или героическая смерть героя Амитабха Баччана, навсегда врезались в память любого, неиспорченного предрассудками зрителя. В своем роде этот фильм можно с уверенностью назвать своеобразной антологией мирового вестерна. В нем с фотографической точностью воссозданы ключевые эпизоды из 'Великолепной семерки' Джона Старджесса, 'Однажды на Диком западе' Серджо Леоне и многих других не менее одиозных лент. Но речь идет вовсе не о плагиате или римейке, хотя известный факт, что болливудские 'перепевки' известных картин подчас получаются удачнее оригинала. Истории о том, как проходили трехгодичные съемки Sholay, так же стали легендой, как и его последующая прокатная судьба. Дхармендра, влюбленный в Хему Малини платил операторам за испорченные дубли, чтобы лишний раз сыграть с актрисой лирические сцены, а Амитабх Баччан и Джая Бхадури за время съемок поженились и обзавелись детьми. Для отечественного зрителя Sholay долгое время существовал в урезанном варианте и с другой концовкой. Дело в том, что в 1975 году, индийская цензура заставила Рамеша Сиппи переснять финал, в котором на фоне скалистых пейзажей безрукий Тхакур забивал Габбара до смерти ногами, обутыми в специальные ботинки с шипами. Цензоры посчитали этот эпизод недопустимым насилием, в силу чего новый финал представлял собой смягченный вариант - Габбара увозила в тюрьму, неизвестно откуда появившаяся полиция. Только совсем недавно Рамеш Сиппи выпустил на DVD оригинальную версию, которая с триумфом прошла по всему миру и, наконец, стала доступна и нам.
Анастасия Белокурова, InterMedia