"ТЕНЕВОЙ ПАРТНЕР": БАБЫ, ВОДКА, ДВА СТОЛА
Юный аналитик из ЦРУ Гордон Патрик (Ник Моран) полон энтузиазма по поводу перспективных американских инвестиций в Россию. Свою уверенность он основывает на знакомстве с Михаилом Гориным, честным бизнесменом и чиновником ("Честный бизнесмен из России, говоришь? Ха!" - усмехается на это сенатор). Но энтузиазм Патрика ожидает удар - Горин убит, инвестиции в опасности. ЦРУ отправляет молодого специалиста в Москву - выяснить обстоятельства трагедии. Вскоре американский посол (Грег Хейни) научит сынка пить водку на фоне Кремля, закусывая одною икрою, а элитная проститутка Дина (Тара Рид), связанная с делом Горина, поможет ему скачать зловещий файл. "Ботаник" из ЦРУ не останется в долгу перед Россией - он откроет перед Диной прелесть честной жизни и научит кагэбэшных костоломов гонять на "жигулях" и шмалять из ТТ.
И все это на полном серьезе. Несмотря на двух (из трех) русских продюсеров, русского оператора-постановщика Михаила Аграновича и русскую съемочную группу, картина не производит впечатления совместной - так американцы всегда снимают о России, используя в качестве технической базы "Мосфильм". Помимо неправдоподобного (выражаясь с максимальной политкорректностью) сюжета и геополитических представлений, достойных мультфильмов о Филеасе Фогге, фильм наполнен диалогами чудовищной ходульности и неестественности, сдобренных возгласами "Давай! Давай!" и тостами "На здоровье!". Между тем картина не совсем об этом. Все экшн-моменты сняты просто великолепно, и их довольно-таки существенная продолжительность им только на пользу. Начиная с фантасмагорического бегства Дины по крышам высотки на Котельнической, во время погони на "волгах" и "жигулях" по улицам Москвы, этот фильм по-настоящему становится интересно смотреть. Кульминация наступает во время перестрелки между милицейским спецназом, оперативниками ФСБ и американскими разведчиками на Гоголевском бульваре. В действующих лиц этой битвы превращаются вдруг буквально все находящиеся на улице люди - дорожные рабочие, коммунальщики, прохожие, официанты выхватывают "магнумы", "калашниковы" и "М-16", чтобы в течение нескольких долгих минут покрошить друг друга в капусту. В этот момент начинает казаться, что 'Теневой партнер' не так прост и является диким боевиком абсурда с элементами пародии на американские фильмы о России. Тем более что в картине великолепно снят сам город со всем сверкающим безумием его современной эклектики. Пожалуй, только иностранец, взглянув на Москву свежим взглядом, способен передать весь сюрреалистический драматизм ее пейзажей. И ради этого фильм, наверное, стоит посмотреть. К сожалению, дальнейшее развитие событий вновь сводится к диалогам, которые не спасает даже их невольный комизм. Джеймсу Деку надо было снимать один сплошной экшн, не заботясь о сюжете вообще, пусть это и был бы сплошной сюр - в московских переулках, двориках, на площадях это смотрелось бы только органично! Вот тогда - "на здоровье!".
Борис Гришин, InterMedia