"НОГУ СВЕЛО" - "ИДЕМ НА ВОСТОК!"
За 16 лет существования группа 'Ногу свело' записала огромное количество не оставивших никакого следа в истории песен, в чем легко можно убедиться, проштудировав дискографию на официальном сайте группы. Большинство любителей музыки (исключая, конечно, ярых фанатов 'Ноги'), видимо, не вспомнят 90% из произведенных командой композиций. Максим Покровский и Ко (состав коллектива, кстати, оказался на удивление сплоченным и был подвержен минимальным изменениям) всегда предпочитали дуракаваляние сочинению конъюнктурных произведений. Иногда 'Ногу' заносило в такие дебри эпатажных экспериментов, что слушать ее становилось интересно только ей самой (см. альбомы 'Счастлива, потому что беременна', 'Каллы' и т.п.). Однако те песенные случаи, когда своеобразный юмор сочетался с внятной мелодией или идиотским, но до невозможности цепляющим текстом, дали моему однофамильцу те самые 10%, которые позволяют группе выпускать очень сильные сборники лучших композиций и считаться одной из самых известных и своеобразных формаций на нашей поп-рок-сцене.
В новом номерном альбоме 'Идем на Восток!' 'Нога' даже перевыполняет свою 10-процентную норму заметных произведений. Собственно, сама структура пластинки сподвигла рецензента на ретроспективные рассуждения о творчестве группы. 'Ногу свело' здесь, как и всегда, многогранны и демонстрируют совершенно разные аспекты сочинительства и исполнительства - от хуковых боевиков до глуповатых закидонов. Диск - небольшой, но точный автопортрет 'Ноги', которая никогда не умела вовремя остановиться, часто доводя здравую идею до абсурда и по-мальчишески шаля до полной потери музыкального вкуса. Каковые шалости все-таки не мешали ей выпускать по паре отличных песен в год.
Что хорошего случилось с 'Ногой' на отчетном диске? Во-первых, заглавная песня, которая оказалась едва ли не лучшим моментом кинофильма 'Турецкий гамбит': честно попытавшись как-то приблизить текст композиции к реалиям той русско-турецкой войны, Макс Покровский сделал вещь с восточным колоритом, которую приятно слушать безотносительно акунинско-джеймсбондовского блокбастера с рваным сюжетом. Второй успех тоже связан с кинематографом - это 'Мясо в зубах', отчасти навеянное 'Ночным дозором'. Приятная мелодия (слегка перекликающаяся с паулсовским 'Маэстро') и остроумный текст превратили необязательный саундтрек в самодостаточный хит (чего, кстати, 'Ноге' не удалось добиться в 'Не последнем герое' - там получилась неудачная рекламная песня). Третья рекомендация - трек 'Апрель', несколько по-'ноговски' замороченный, но милый. Есть здесь также несколько песен 'на любителя'. Конкретно - на любителя 'Хару мамбуры' и прочих маршей Покровского на псевдоанглийском языке. В этом духе выдержаны крикливо-пародийная 'Мадам', инструментальная фантазия 'Клавесин', 'СССР' с наглым требованием вернуть на карту эту страну, а также 'Рекламное место сдается', выходившая ранее на отдельном (малопригодном для прослушивания) сингле. Еще 'Нога' перепела 'Горную лирическую' Высоцкого и сделала это по-своему симпатично. Что касается остальных треков, то: надо же было чем-то заполнить хронометраж диска. Стремных сюжетов в рукаве у 'Ноги' всегда полно, жаль, мотивов на всЈ не хватает. Хотя и в этих вещах встречаются запоминающиеся строчки, и я не удивлюсь, если какая-то из неназванных здесь композиций будет выбрана для телеротации и таким путем попадет в кандидаты в следующий сборник лучших песен 'Ноги'.
Леопольд Покровский, InterMedia