'АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ': ОН СКАЗАЛ: 'ПОЕХАЛИ!'
Самая полезная вещь для межзвездного, так сказать, автостопщика, - это полотенце. Оно спасет от любой опасности и вытащит из всех передряг, а главное - им всегда можно вытереться. А еще отправившийся покорять космические просторы путник обязательно должен захватить с собой 'Путеводитель галактического автостопщика' - уникальную книгу, которая в доступной форме и с неподражаемым юмором расскажет практически о любом явлении, которое можно встретить в самых дальних уголках галактики. Флегматичному землянину Артуру Денту эти прописные истины пришлось усваивать в интенсивном режиме: старый приятель Форд утащил Артура с Земли - за несколько секунд до того, как любимая планета была стерта в пыль галактическим стройотрядом. Дальше - больше: дружище Форд, славный малый со странностями, оказывается случайно осевшим на Земле космическим автостопщиком; Триша, девушка мечты Артура, убегает бороздить просторы Вселенной со страдающим раздвоением личности Зафодом, президентом галактики и по совместительству клоуном и недоумком; все вместе они оказываются на угнанном космическом корабле, у которого на хвосту весь флот мерзких, одержимых бюрократией космических троллей Воганов. Такие сдвиги относительно привычного миропорядка любому землянину гарантированно обеспечили бы белый билет. Однако Артур, не успевший не только понять всей абсурдности происходящего, но даже вылезти из уютного домашнего халата, быстро обретает необходимый настоящему галактическому путешественнику здоровый цинизм, принимает происходящее без лишней рефлексии и не задумываясь окунается в гущу событий, разворачивающихся со скоростью поломавшихся американских горок.
Дуглас Адамс - явление в научной фантастике совершенно уникальное. 'Автостопом по галактике', его феноменально успешная радиопьеса, выходившая в конце 70-х годов на волнах BBC, породила целое ответвление фантастико-приключенческой литературы, в которой техногенную канву заслоняли искрометный абсурдистский юмор (автор, помимо прочего, был сценаристом одной из серий 'Монти Пайтона'), элегантная концепция мироздания (согласно которой, высшими существами, ставящими опыты над людьми, оказываются мыши) и философские вопросы, раскрывающиеся языком комиксов и телесериалов. Для адептов фантастики и киберпанка 'Автостопом по галактике' стала настоящей Библией. Все ее подкорки, от суперкомпьютера, который думал над вопросом о смысле жизни семь с половиной миллионов лет, а затем выдал ответ '42', до страдающего маниакально-депрессивным синдромом робота Марвина, прочно обосновались в эстетике соответствующих субкультур. Понятно, что поклонники ждали кинематографическую версию с замиранием сердца. Согревал ценителей и тот факт, что данный фильм - результат кропотливой работы с участием самого Адамса, который до своей смерти в 2001 году активно участвовал в процессе адаптации, следил за кастингом и даже придумал нескольких персонажей специально для фильма. Самое, пожалуй, отвязное и смешное произведение научной фантастики, более 20 лет дожидавшееся экранизации, в кинематографическом варианте растеряло некоторую долю своего шарма - но осталось безудержно смешным. Итоговое произведение оставляет двойственное впечатление. Казалось бы, большинство культовых шуток и ситуаций осталось на месте. Более того, режиссер с клипмейкерским прошлым Гарт Дженнингс для многих моментов подыскал подходящее и, кажется, единственно правильное визуальное исполнение (за одни мультипликационные справочные врезки из 'Путеводителя автостопщика' хочется вручить съемочной группе какую-то весомую награду). Список кинематографических удач дополняет и отличная актерская работа: с особенным упоением лицезреешь роботизированного религиозного лидера в исполнении Джона Малковича и слушаешь закадровый голос Стивена Фрая. Однако к заключительным титрам картина как-то костенеет, кособочится и разваливается на куски. То ли довольно обширная Вселенная Адамса не влезла в кинематографическое полотно, то ли итоговый сценарий написан с упором на то, чтобы не надоесть зрителю (и все равно утомляет плоскостью, однообразием повествования), но цельного продукта не получается: как будто уморительные шутки и гэги живут своей жизнью, а персонажи копошатся в своей песочнице где-то в стороне. Видимо, тут неожиданно для всех проявилась изначальная природа произведения: ни внушительные спецэффекты, ни кропотливая работа по адаптации не смогли сделать из радиопостановки голливудский блокбастер.
Игорь Веселов, InterMedia