САБО, МОРО И ЖИРАРДО В ГОСТЯХ У ММКФ
Пресс-конференция, посвященная XXVII Московскому международному кинофестивалю, состоялась в конференц-зале газеты 'Московский комсомолец' 7 июня. В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва, исполнительный директор фестиваля Александр Котелевский, председатель отборочной комиссии Кирилл Разлогов, директор по связям с общественностью Петр Шепотинник. Открывая пресс-конференцию, Александр Голутва остановился на ряде общих вопросов, касающихся работы оргкомитета, осуществлявшейся под руководством Михаила Швыдкого. В состав жюри основного конкурса вошли композитор Никола Пьовани (Италия), оператор Янош Кенде (Венгрия), режиссер Клер Дени (Франция), режиссер Ульрих Зайдль (Австрия), актриса Виктория Толстоганова (Россия) и сценарист Валентин Черных (Россия): последний станет преседателем жюри. Президентом фестиваля остается Никита Михалков, исполнительным директором назначен Александр Котелевский, работавший два года назад заместителем директора. Ренат Давлетьяров продолжает курировать финансовые вопросы и остается руководителем 'Интерфеста', который значительно расширяет свою деятельность, представляя российское кино за рубежом. Выяснилось, что в этом году сложилась напряженная ситуация с финансированием фестиваля, средства, выделяемые из госбюджета уменьшились на 20%. Внебюджетное финансирование также складывалось тяжело: во многом это связано с тем, что большие средства выделялись на празднование 60-летия Победы. Пришлось обращаться в правительство с просьбой о выделении денег из резервного фонда. Недофинансирование сказывается на качестве проведения фестиваля, особенно это касается приглашения звезд мирового уровня, популярных внеконкурсных программ. Рассказывая об особенностях проведения XXVII ММКФ Кирилл Разлогов прежде всего коснулся новых правил, принятых Международной федерацией кинопродюсеров. В прежние годы фестивалям группы 'А' запрещалось брать в конкурс картины, уже принимавшие участие в других кинофорумах, что вызывало недовольство их директоров. Теперь этот запрет снят, так что теоретически можно целиком взять программу Каннского фестиваля и не нарушить никаких правил. Однако это привело лишь к обострению конкуренции, только теперь она проходит по линии борьбы за премьерный показ. К высшей категории относится мировая премьера, когда фильм никогда и нигде не демонстрировался публично, в том числе в стране производства. К следующей категории относится международная премьера, когда фильм впервые демонстрируется за пределами страны производства. Например, такой премьерой будет фильм открытия, принимающий также участие в конкурсе - 'Желанная жизнь' (Италия-Германия). Далее следуют европейские премьеры, к которым относятся прежде всего фильмы, снятые на других континентах. Безусловно, все фильмы фестиваля, кроме ретроспективных, являются российскими премьерами, т.е. впервые демонстрируются в России. Следующей особенностью этого года станет сильно структурированная внеконкурсная программа. В известной '8 ½ фильмов', представляющей арт-хаус, будут показаны фильмы Гаса Ван Сэнта, Лукаса Мудиссона и других экспериментаторов. Гала-премьеры представят новые картины Ларса фон Триера, Франсуа Озона, Клэр Дени. Среди нововведений несомненно наибольший интерес вызовет программа 'Азиатский экстрим', представляющая бурно развивающийся кинематограф Восточной Азии. На ретроспективе Питера Гринуэя состоится показ двух частей фильма 'Чемоданы Тульса Люпера'/Tulse Luper Suitcases, на котором обещал присутствовать сам автор. Будут также представлены программы 'Национальные хиты', 'Российская альтернатива', 'Вторая мировая - взгляд из XXI века', ретроспективы режиссеров Конрада Вольфа, Робера Гедигяна, Тео Ван Гога, и многое другое. Отвечая на вопрос о почетных гостях, Кирилл Разлогов отметил, что заманивание звезд без фильмов только негативно сказывается на уровне фестиваля. Кроме того, даже несмотря на письменное согласие, гарантировать чей-то приезд можно, только увидев человека в аэропорту Шереметьево. Тем не менее Разлогов сообщил о планируемом посещении ММКФ французскими актрисами Анни Жирардо и Жанной Моро, венгерским режиссером Иштваном Сабо, победителями последнего Каннского фестиваля братьями Дарденн. Петр Шепотинник подробно остановился на второй конкурсной программе 'Перспективы'. В этом году она будет проходить в к/т 'Иллюзион' и представлять в основном наиболее интересные дебюты, эксперименты с новыми технологиями. Отвечая на вопрос о штабе проведения фестиваля и его пресс-центре, Александр Котелевский сообщил, что, как и в прошлом году на эту роль выбран Центральный Дом кинематографистов. Основной фестивальной площадкой станет, как обычно, киноконцертный зал 'Пушкинский'; кроме того, ряд конкурсных картин можно будет увидеть в кинотеатре 'Иллюзион', а в 'Ролане' пройдет ретроспектива режиссера Робера Гедигяна.
Борис Гришин, InterMedia