'ГИТАРА-МОНГОЛОИД': 'ОДИН ПАЛКА, ДВА СТРУНА'
12-летний Эрик живет с мамой в пригороде Гетеборга. Целыми днями он предоставлен сам себе и большую часть времени проводит с единственным другом, уже взрослым лоботрясом, который выучил его кое-как играть на гитаре пару аккордов. Они дурачатся, лабают на кухне идиотские песенки, ездят в город выступать на улицах, корчат друг другу рожи в трамваях. Параллельно в тех же местах орудует компания велосипедных вандалов: по ночам они выкидывают оставленные без присмотра агрегаты в речку или просто их ломают. Особенно достается красному велику местной деревенской дурочки, который они надевают на фонарный столб. Так и живут все эти практически растительные персонажи, без хлопот и забот.
Весь фильм состоит из кадров, снятых статичной камерой, единым планом. Сюжета как такового нет, просто набор бытовых зарисовок, напоминающих программу 'Придурки' на MTV. Актеры, разумеется, непрофессионалы - просто знакомые Остлунда или случайные люди. Несмотря на массу забавных эпизодов, в целом фильм кажется утомительно затянутым, хотя длится всего 89 минут. Ничего 'монгольского' в главном герое Эрике нет - толстенький белобрысый тинейджер, типичный 'Боссе из Мюллербю'. Заинтриговавшее многих название объясняется довольно просто: 'монголоид' в Швеции - это слово ругательное, и применять его просто так не стоит (вообще на Западе оно означает еще и олигофрена). Эрика же так прозвал кто-то из соседей, за дурацкое поведение и вялую маргинальность. В общем, гитарист-дурачок.
30-летний Рубен Остлунд - один из самых молодых шведских режиссеров, и 'Гитара-монголоид' - его дебют в полнометражном кино. Особенностью биографии режиссера является тот факт, что Рубен родился и вырос на острове, где кино и телевидение были запрещены, и до 19 лет он не знал, что это такое. Безусловно, интересно было посмотреть, как кинематографист с таким необычным опытом сумеет снять игровую, в общем-то, картину. Оказалось - а чего тут уметь? Ставь камеру да включай! Но если серьезно, фильм сделан на вполне качественном профессиональном уровне. Режиссер ставил себе задачу спровоцировать зрителя хоть на какую-нибудь реакцию, посмотреть, какие чувства может вызвать тот или иной кадр. Другой вопрос - разнообразны ли окажутся эти чувства. На традиционный вопрос на посвященной картине пресс-конференции, о чем, собственно, фильм, ведущий Петр Шепотинник заметил корреспондентке, что уже в который раз слышит дружный ответ - 'а ни о чем'. Похоже, это и становится основной тенденцией развития 'авторского' кинематографа.
Борис Гришин, InterMedia