'ОТЕЛЬ 'РУАНДА': МИР КАК ОТЕЛЬ
Терри Джордж, специализировавшийся до этого на малобюджетных лентах и телесериалах, снял военную драму по мотивам 'этнического конфликта' десятилетней давности в Африке. Драму, лишенную фальшивого военного пафоса и подвигов на баррикадах. В 1994 году, когда в Руанде разразилась кровавая резня между двумя местными народностями - тутси и хуту, кажется, только у одного жителя страны оставалась голова на плечах, что и помогло в конечном итоге сохранить головы еще тысяче двумстам людям. Пол Русесабагина не был ни военным, ни политиком. Он был всего лишь управляющим отеля, в совершенстве владевшим наукой вовремя поднести важной шишке бутылку заоблачно дорогого скотча и превосходную кубинскую сигару.
Побывав на выучке у бельгийцев, Пол впитал в себя от европейской культуры, и он знает, что бизнес - прежде всего. Никакие личные симпатии и антипатии не помешают ему делать свое дело. Такой прозападный, сугубо деловой подход вроде бы далек от идеалов истинной гуманности - но именно решимость чернокожего управляющего поддерживать жизнь отеля во что бы то не стало и не давать бизнесу загнуться даже в условиях полыхающей вокруг гражданской войны, спасает жизни множеству тутси, укрывшихся в стенах четырехзвездночного отеля, в одночасье превратившегося в лагерь беженцев. Что характерно, Пол не геройствует: он просто руководствуется в своих поступках здравым смыслом, не более того. Его мир - это мир отутюженных рубашек и неизменных галстуков, и вряд ли что-то изменит его привычки на ближайшие сто лет. 'Голубые береты' в лице Ника Нолти, играющего командира Оливера, выглядят не в пример менее уверенными в своих действиях. Призванные обеспечивать безопасность, они в итоге озабочены тем, как бы самим выбраться живыми из мясорубки.
В отдельных моментах 'Отель 'Руанда' можно без зазрения совести сравнить со 'Списком Шиндлера', что большинство западных кинокритиков незамедлительно и сделало. Видимо, как раз для того, чтобы история была понятней и ближе европейцам и американцам, главный акцент сделан не на трагической участи африканского народа тутси (по степени эмоционального воздействия на рядового обывателя это сравнимо с 'в Африке дети голодают...'), но на поведение черного по цвету кожи, но белого по образу действий и мыслей управленца. По этой же причине доминирующее при просмотре чувство все таки не ужас перед горами трупов, раскиданных по африканским селам и весям, а восхищение человеком, который просто продолжает делать свое дело - независимо от обстоятельств. И любопытство: что же еще придумает этот бравый парень в следующий момент, чтобы спасти вверенных ему подопечных? Вашего бы Пола да в президенты. В сущности, 'Отель 'Руанда' - это история хорошего менеджера, очень хорошего менеджера. На минувшей церемонии 'Оскар-2005' 'Отель 'Руанда' получил три номинации - 'лучший оригинальный сценарий', 'главная мужская роль' и 'женская роль второго плана'. Правда, по всем трем пролетел - а жаль.
Катерина Нежельская, InterMedia