"ДОРОГАЯ ВЕНДИ": БАЛЛАДА ОБ ОРУЖИИ

Показ фильма "Дорогая Венди" (Dear Wendy, Дания-Германия-Франция-Великобритания, 2005, режиссер - Томас Винтерберг, в ролях - Джейми Белл, Билл Пуллман, Майкл Ангарано, Данзо Гордон, Новелла Нельсон) в рамках конкурсной программы XXVII ММКФ прошел в Доме кино 20 июня.
Американская глубинка; убогий, расчерченный на бесконечные Ист-Cайды и Шоп-Сайды шахтерский городок Истерлоуп. Собственно говоря, кроме как работать на шахте, здесь и заняться-то нечем. Но что до того подростку-аутсайдеру Дику (Джейми Белл)? Полицейский офицер Крагсби (Пуллман) считает его по-своему "неплохим парнем". Но у Дика есть Венди, а Венди - это револьвер, говоря общечеловеческим языком - "ствол", и есть друзья, которые считают, что это - "стильно", есть "Храм" - его огнестрельная секта "Денди" в заброшенной штольне, баллистика как каббалистика, тренировочная стрельба как инициация и группа Zombies как музыкальное приложение ко всему этому. Будет у Дика и всех его "денди", как водится, и свинцовая точка в конце пути. "Большие люди, Туз и Крез, имеют страсть к ракетам, а маленьким что делать без оружья в мире этом?" - Высоцкий знал, о чем петь, когда сочинял свой (к слову, тоже как бы "американский") цикл про мистера Мак-Кинли. "Дорогая Венди" (сценарий Ларса фон Триера выстроен в форме последнего письма Дика к своей единственной стальной возлюбленной) на данный момент является главной сенсацией фестивальной программы.
Уже десять лет как отгремели гулко прошлые бои по поводу нашумевшей "Догмы-95". Авторами "Обета целомудрия", программного документа движения, своего рода десяти заповедей, предельно ограничивающих свободу кинематографиста во благо его творческого раскрепощения, как раз и были датчане Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Странный и мутный, чем-то неуловимо напоминающий первые постановления пролетарских писателей, документ этот ныне благополучно забыт - в том числе, к счастью, и его авторами. И фон Триер, и Винтерберг уже давно играют совсем в другие игры. Среди постулатов "Догмы" наличествовал, между прочим, запрет на экшн и изображение любого оружия и внешнего действия. Ну извините, ребята. Герой "Дорогой Венди" (отличная актерская работа Джейми Белла, созданный им характер подростка раскрывается в диапазоне от Адриана Моула до Донни Дарко), например, тоже поначалу считал себя пацифистом - да только жизнь, и в случае персонажа, и в случае его авторов, оказалась сильнее всех установок и догм. Выбор может быть только один, как и предназначение всех этих револьверов с ласковыми именами, утверждают участники тандема Винтерберг-Триер, и мысль их настолько же отчетлива, насколько фильм "Дорогая Венди" выпадает - буквально выламывается - из контекста кино наших дней. Первая мысль при выходе из зала: "Такого не может быть!"
Мы привыкли вопринимать киноклассику именно как киноклассику. Даже самое воспаленное сознание не может вообразить участия в конкурсе ММКФ картины уровня "Погони", "Бонни и Клайда", "Соломенных псов", "Бутча Кэссиди и Санденса Кида". А между тем именно это на наших глазах и происходит, и пусть "Дорогая Венди" наверняка не будет отмечена никаким призом - Винтерберг и фон Триер заслуживают отдельной номинации: "Люди, которые нас удивили". Тему "скорострельной Америки" в Голливуде издавно принято было решать тяжеловесно, подробно, с обязательным моралистическим пафосом. "Венди" же, определенно и изначально являясь трагедией, демонстрирует и убийственную иронию, и невозможную нежность, и еще многое из того, что, как казалось, навсегда развеяно в ином времени. О фильме 'Винтерберга' хочется писать очень много, но приходится ограничиться сухой констатацией: он возвращает веру в кинематограф.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости