ТОМАС ВИНТЕРБЕРГ: "С ЛАРСОМ ФОН ТРИЕРОМ МЫ ГАРМОНИЧНО ДОПОЛНЯЕМ ДРУГ ДРУГА"
Пресс-конференция датского режиссера Томаса Винтерберга прошла в Доме кино 20 июня. Основатель движения 'Догма-95' оказался молодым стройным красавцем со столь ярко выраженной харизмой, что если бы волшебным образом он оказался задействован в спагетти-вестернах или американских драмах 50-х годов, эти и без того выдающиеся фильмы приобрели бы дополнительную эстетическую ценность. Пресс-конференцию открыл Петр Шепотинник, который сразу выразил радость по поводу того, что Винтерберг отдал 'Дорогую Венди' в конкурс ММКФ. Затем поинтересовался судьбой исполнителя главной роли Джейми Белла. Режиссер рассказал, что актер в данное время занят на съемках 'Кинг-Конга' у Питера Джексона и находится вне его, Винтерберга, контроля. Говоря о замысле 'Дорогой Венди', Томас поведал журналистам следующее: несколько лет назад он встретил на улице Ларса фон Триера, который, улыбаясь своей фирменной лисьей улыбочкой, протянул своему коллеге сценарий, который он планировал снимать сам, но в силу занятости своей американской трилогией, решил предложить его Винтербергу. По мнению фон Триера, именно его младший товарищ мог наполнить этот сценарий жизнью. На не замедливший появиться вопрос о влиянии мощной личности Триера на Винтерберга режиссер отвечал: 'Мы оба в равной мере личности и отлично дополняем друг друга, а не соревнуемся. В ходе работы мы активно обсуждали будущий фильм, как это и положено между режиссером и сценаристом. В картине есть эпизоды, где присутствуют авторские подписи Триера, и я старался активно поддерживать это. Я хотел, чтобы получился сильный фильм, и личное тщеславие здесь ни при чем. Если бы я желал застолбить место под солнцем для себя одного, то просто взял бы другого сценариста'. Непонятно чем обусловленный вопрос о противоречии между условностью сценария и реалистической манеры режиссуры Винтерберг прокомментировал так: 'Если этот вопрос возник, значит, наш эксперимент провалился. Была задача соединить эти два метода. Я специально снизил возраст героев, чтобы исследовать эмоциональное развитие ситуации, как это происходит в жизни. В картине много аллегорий, одна из которых связана с модной сегодня темой миротворчества: что более оправдано - рассуждать о применении силы или ее непосредственное применение. В финале я хотел столкнуть мир фантазий героев и жестокий мир реальности и показать, чем это заканчивается'.
Далее журналисты, само собой, поинтересовались, важно ли то, что действие 'Дорогой Венди' происходит в Америке, и не желает ли Винтерберг вслед за Триером прослыть главным антиамериканцем в кино. 'То, что действие происходит в Америке, очень важно - такова природа истории, - отвечал режиссер. - Этот фильм - результат глубокого очарования Америкой - передовым рубежом западной культуры. У нас в Дании Штаты всегда были объектом восхищения и сарказма. Что касается 'Дорогой Венди', то это провокация, поэтическая аллегория, но вовсе не антиамериканский фильм'.
Поговорили и о судьбе 'Догмы'. Несмотря на то, что несколько лет назад Томас заявил, что 'Догма' мертва, вдруг оказалось, что это утверждение вызвало протест у молодых режиссеров, работающих в этой манере. Винтерберг признался, что ходят слухи о том, будто Ларс фон Триер собирается делать фильм в стиле 'Догмы', и высказал предположение, что и он сам, возможно, в будущем сделает такую картину. На вопрос о своем отношении к Майклу Муру режиссер заявил следующее: 'Майкл Мур - шоумен для леваков и гораздо больший манипулятор, чем президент Буш. И все-таки я ощущаю между нами нечто общее. Однако в случае возникшего конфликта я нахожусь на стороне Чарлтона Хестона'.
'Я с детства был воспитан в среде социалистов и всю жизнь питал романтическое отношение к России. Сейчас я понимаю, что я приехал в страну несколько позднее, чем следовало', - заявил режиссер на прощание.
Анастасия Белокурова, InterMedia