ГРИНУЭЙ РАССКАЗАЛ О "НОЧНОМ ДОЗОРЕ" И ПРОШЕЛСЯ ПО ПАПЕ РИМСКОМУ
Пресс-конференция британского режиссера Питера Гринуэя состоялась в Доме кино 23 июня. Накануне, 22 июня, в кинотеатре "Ролан" режиссер представлял русскую версию двух частей фильма "Чемоданы Тульса Люпера"/Tuplse Luper Suitcase. Выяснилось, что Гринуэй решительно отметает всякий мистицизм применительно к своей персоне и провозглашает себя истым рационалистом, верящим в цивилизацию и ее успехи. Он признает, что "Чемоданы" - крайне амбициозный проект, психологически сконструированный нарратив, в центре которого переосмысление христианской этики. Фиктивный рассказ о шести десятилетиях двадцатого века, охватывающий такие события, как открытие Урана и падение Берлинской стены - это, по сути, концентрат истории всего двадцатого столетия, считает режиссер. На роль русских персонажей фильма изначально планировалось позвать французских актеров, но в итоге решено было привнести "русский компонент", пригласив русских актеров. Гринуэй категорически против "иллюзионистского кино", которое пытается подражать жизни. В основе "Чемоданов" идея интерактива и коммуникаций: цель режиссера - чтобы зритель, смотря на экран, видел конкретного человека, воплощающего некий образ. Для наиболее полного раскрытия темы коммуникаций были использованы все аспекты визуального опыта. Еще одна немаловажная тема "Чемоданов" - проблема языков. По мнению Гринуэя, переводчик - 'такая же востребованная профессия, как гробовщик и проститутка'. Переводчик, говорит режиссер, - это предатель, потому что, в любом случае, лишь приблизительно передает значение сказанного. В процессе перевода происходит торг, это всегда утешение, так как все, на что можно рассчитывать - лишь приближение к смыслу (на этом месте своей пылкой речи Гринуэю пришлось извиниться перед присутствовавшими на пресс-конференции переводчиками). Режиссер произнес хвалебные слова в адрес русских актеров, задействованных в "Чемоданах Тульса Люпера", отметив их ответственность, которая выгодно отличала их от других артистов. Новый готовящийся фильм Гринуэя 'Ночной дозор'/Nightwatching посвящен Рембрандту: как признался режиссер, он считает этого художника 'очень современным и актуальным', так как задолго до наших дней начал использовать понятие "интерпретации" и большое внимание уделял исследованиям внутреннего мира. На главную роль планируется позвать Расселла Кроу. К исполнителю главной роли предъявляются повышенные требования - нужно "играть не только сознанием, но и телом". Новый проект Гринуэя крутится вокруг двух центральных идей: во-первых, оперы, во-вторых, художественной выставки. Для съемок удалось заполучить знаменитое полотно "Ночной дозор", которое находится в собственности Роттердамского художественного музея. Это полотно Рембрандта, по мнению режиссера, ближе всего к искусству кино, и ему очень хотелось бы поместить ее в новую обстановку для того, чтобы картина вступила в новый диалог с окружающим пространством. Вообще, архитектура как часть театрализации пространства вызывает у Гринуэя повышенный интерес.
В 'Ночном дозоре' будет рассмотрена и частная жизнь великого художника, которая несомненно влияла на созданеи его картин. Как известно, Рембрандт последовательно состоял в трех браках: первый был по расчету, второй - по страсти, а третий был продиктован сентиментальной старческой привязанностью к юной особе. Частная жизнь художника несомненно влияла на создание его картин. Гринуэй намерен разрешить загадку "Ночного дозора" не только путем исследования личной жизни гения, но и тщательным изучением исторических фактов. Так, он уверен, что в 1642 году имел место некий политический заговор. В ответ на вопрос о границе между эротикой и порнографией в кино Гринуэй рассказал поучительную байку о том, как его бабушка завешивала ножки рояля, так как это зрелище казалось ей чем-то непристойным. "Кино - плохое средство для повествований", - считает режиссер. Более того, он заявил, что все, что мы имеем на данный момент - это сто с лишним лет экранизированной литературы. Возмущает Гринуэя и 'визуальная безграмотность' большинства режиссеров и продюсеров: "Если хотите рассказать историю или придумать сюжет, обратите лучше свое внимание на книгу". Кино, по его мнению, проигрывает и театру, и живописи, и архитектуре. Главное в кино - атмосферность, но тогда все тщательно продуманные сюжеты оказываются не нужны, ведь помним мы исключительно атмосферу фильма. Припомнил Гринуэй и цитату из одного американского режиссера о том, что "кино - это машина снов, мечтаний". Но помимо "массажа эмоций", кино должно переносить зрителя в мир, о котором он ничего до этого не знал - такой своего рода постпостнеореализм. На вопрос, является ли он атеистом, режиссер ответил, что в его мизинце больше религии, чем во всем папе римском. Гринуэй нисколько не скрывает, что он атеист, скептик и революционер. Что касается "Догмы", то она, по мнению режиссера, всего лишь уподобляется британскому телевидению 50-х годов, проповедует ту же политику. Но кино должно использовать весь арсенал своих собственных средств, а не абстрагироваться от них, как это делают последователи "Догмы", подчеркнул Питер Гринуэй - 'иначе это превращается в BBC 50-х'.
Катерина Нежельская, InterMedia