"УБИТЬ ФРЕЙДА": ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ СТРАСТИ
Барселона, 1913 год. Как раз между гибелью 'Титаника' и началом первой мировой войны успел вклиниться доктор Зигмунд Фрейд со своими революционными сексуальными теориями. Он потряс чинное общество до кончиков усов, сообщив и научно аргументировав, каким похотливым животным на самом деле является человек.
Альма, красавица и умница, помимо прочего, отличается прогрессивным мышлением, отнюдь не свойственным женщинам ее времени. Ее муж-психиатр, Леон, отправляется из Барселоны в Вену, чтобы повидаться с доктором Фрейдом. Встреча не прошла даром для мужа Альмы - что-то замкнуло в его голове, и он куда-то неожиданно исчезает. Как настоящая феминистка, храбрая Альма не думает сидеть сложа руки, а принимается за самостоятельное расследование. В поисках ей помогает муж сестры - Сальватор. Единственная зацепка - дневник Леона с подробнейшим описанием историй болезней четырех его истеричных пациенток. Вооружившись этим дневником, Альма превращается в Шерлока Холмса в юбке, к тому же на девятом месяце беременности.
Похотливая фривольная комедия Ористреля возводит сексуальные фетиши двадцатого века, которым неистово поклонялись приверженцы дедушки Фрейда, в ранг нелепицы. Действительно, довольно уже кинематограф кормился крошками со стола психоанализа. Пришло время станцевать джигу на крышке гроба венского врача, который, по некоторым источникам, оставался девственником до 30 лет.
'Убить Фрейда' - это водевиль, детектив, романтическая комедия и искрометная пародия на все околофрейдисткие фильмы разом. Несмотря на жанровую мешанину, фильм смотрится на одном дыхании. Сюжет целиком и полностью подчиняется логике махрового фрейдизма. Даже имя главной героини неслучайно - Альма переводится как 'душа'. Картина до предела напичкана символами и аллюзиями; заподозрить банан в том, что это всего-навсего банан, нет ни малейшего шанса. Таким образом, 'Убить Фрейда' превращается в изящную интеллектуальную головоломку, кубик Рубика, на каждой из граней которого помещена какая-либо из теорий венского психиатра, и все, что нужно сделать, - это свести многочисленные теории в один общий сюжет, и кубик собран: вуаля. Местами все это интеллектуально-ироничное буйство грозит скатиться в полнейший сюр, но каждый раз все же воздерживается от этого. Бросая в топку психоанализа один сюжетный поворот за другим, режиссер, однако, не теряет чувства вкуса и меры, что редкость. Кроме того, 'Убить Фрейда' - отличная игра в стилизацию, фильм пестрит вклейками в духе творений братьев Люмьер; отдельные кадры выглядят как почтовые открытки начала века.
Катерина Нежельская, InterMedia