"МАМА, НЕ ГОРЮЙ-2": НОВАЯ ЖИЗНЬ НА НОВОМ ПОСТУ

Показ фильма "Мама, не горюй-2" (Россия, 2005, режиссер - Максим Пежемский, в ролях - Гоша Куценко, Андрей Панин, Иван Бортник, Михаил Ефремов, Евгений Сидихин, Елена Шевченко) прошел в рамках программы "Гала премьеры" XXVII ММКФ в Доме кино 25 июня.
"А нравятся они мне все. Такие простые, честные, без понтов", - несколько утрируя ситуацию, характеризует опасное, но симпатичное мужское население первой части фильма "Мама, не горюй" одна из его центральных героинь. Снятая в 1997-м удачнейшая картина творческого дуэта Пежемский - Мурзенко честно и нагло зафиксировала: такой веселой дикостью шестая часть суши не была охвачена еще никогда. "Мама, не горюй" являлась такой цельной "вещью в себе", что, кажется, априорно не подразумевала никакого продолжения, сиквела. Но восемь лет, прокатившиеся с той поры и окончательно разворотившие страну, не то чтобы совсем свели на нет происходящее безумие, но и в значительной степени изменили и структурировали его. И ныне все эти "простые и честные" Артуры (Гоша Куценко отменно смотрится в майке с олимпийским медведем), Туристы и Зубеки, а также новые персонажи, среди которых производит особенное впечатление женский эстрадный коллектив "Штучки", слегка пугающее своей узнаваемостью живое порождение шоу-бизнеса, в той или иной степени задействованы в чернейшем пиаре. "А то, что бабла в них влуплено немерено, так им на это многосиренево". Смотреть на их эскапады по-прежнему безумно смешно. Но смех, вызываемый фильмом - смех нервный, имеющий мало общего с восторженным удивлением, возникающим при созерцании доброго и, по большому счету, светлого "первого тома" кинодилогии Максима Пежемского. Главная причина успеха саги о маме, которой не следует горевать, кроется в убийственной лингвистической "фишке", которую изобрел внешне напоминающий упырька сценарист Константин Мурзенко, за прошедший срок успевший попробовать себя и в режиссуре (серьезная "бандитская" драма "Апрель") и в четких камео (самый недавний пример - "Богиня: как я полюбила" Ренаты Литвиновой и собственно "Мама, не горюй-2"). Для всей мельтешащей на экране "накипи смутного времени" Мурзенко создает особый язык, некий блатной суржик, на котором в реальности никакие люди, разумеется, не говорят - но возможно, что и заговорят после выхода фильма в широкий прокат. По крайней мере, предыдущая "Мама, не горюй" мгновенно разошлась на цитаты - едва ли не в такой же степени, как фильмы Леонида Гайдая, позволяя говорить о ней как о феноменально успешном образчике "народного кино". Многочисленные афоризмы из новой версии, всевозможные "Не хочешь лебедем лететь - лети бульдозером", "Не барагозь!" и "Тут и без нас, знаешь, городишко такой... криминальный" также достойны войти в общекультурный обиход. И в итоге становится понятно, что фильм Пежемского заслуживает всяческих похвал, а все претензии, возникающие к нему, относятся не к режиссуре, тем более не к остроумному сценарию, а к изменению самого исторического контекста российской жизни. Что уж тут говорить: "накипь человеческая". 'Была у волка одна песня, и ту оборвали. Обломали, обрезали крылья!'
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости