'ВОЙНА МИРОВ': СТРАШНАЯ ИЗНАНКА ВИЗИТА E.T.
Простой работяга-докер и далеко не лучший отец Рэй (Том Круз) соглашается взять на уик-энд своих детей от прошлого брака с Мэри Энн (Миранда Отто). Как только бывшая жена с новым супругом отправляются в Бостон, Рэй в компании капризной малолетней дочери Рэйчел и агрессивного сына-подростка Робби оказывается втянут в водоворот ужасающих событий. Зловещие инопланетяне вторгаются на землю и начинают победное шествие в трехногих металлических машинах по городам и весям, сжигая по пути все, что движется. Поскольку дети не слишком в восторге от своего отца, Рэй вынужден не только спасать семью от захватчиков, но и параллельно улаживать возникающие то и дело семейные распри.
Самый засекреченный и дорогостоящий ($130 млн.) проект последнего времени наконец-то увидел свет на наших экранах, и серьезность, с которой создатели подошли к своему детищу, ужасает похлеще всех внеземных чудовищ вместе взятых. В свое время заставив сентиментальную половину человечества сопереживать черепахоподобному инопланетянину E.T., Спилберг решил на этот раз показать темную сторону подобных посещений и не нашел ничего лучшего, кроме как обратиться к роману Герберта Уэллса 'Война миров'. Явный авторский парадокс, памятуя о том, какую массовую панику вызвала знаменитая радиопередача другого Уэллса - Орсона, решившего развлечь американскую нацию несколько радикальным прочтением знаменитого романа по радио - понятно, что переплюнуть тот эффект уже никогда не станет возможным. Да и после того, как Тим Бартон расправился с данной тематикой в своем чернейшем из фильмов 'Марс атакует!', снимать подобную историю без мало-мальской иронии было в высшей степени наивно. Однако желание сделать блокбастер блокбастеров перевесило здравый смысл, и теперь мы имеем дело с самой большой профанацией киноискусства последнего времени. Фильм демонстрирует не только чудовищную пошлость 'внутрисемейных отношений', но и точную фиксацию современного американского менталитета: десятилетняя Рэйчел, наблюдая жуткие взрывы, с убийственной уверенностью констатирует их причину - это террористы. В подобном ключе, под пафосный апокалиптический саунтрек композитора Джона Уильямса развиваются все последующие события, демонстрируя полнейшее отсутствие драматургии, которой все же можно было уделить хотя бы толику внимания. Однако Спилберг предпочел сосредоточиться на спецэффектах и кое-где, конечно, не прогадал: культовые уэллсовские треножники действительно хороши; приятна и пасмурная гамма фильма, вносящая в происходящее призрачный оттенок. На этом все возможные комплименты этой картине исчерпываются. Все остальное, вне всякого сомнения, очень красиво, но глянцево-компьютерный лоск картинки абсолютно не греет. В силу этого претензия на звание 'Фильма десятилетия' выглядит смехотворно: в лучшем случае 'Война миров' воспринимается как более качественный сиквел 'Дня независимости', глупее которого сложно что-либо вспомнить в этом жанре. Единственным исключением здесь выглядит то, что Рэй представляет собой отнюдь не героя, способного вступить в схватку с пришельцами: то, что с единственным человеком, способным на подобный радикальный поступок (в этой незавидной роли выступил Тим Роббинс) расправляется отнюдь не кровожадный инопланетянин, также лежит на совести сценаристов Джоша Фридмана и Дэвида Коэппа. В картине вообще не идет речь о войне миров. Жалкое сопротивление, оказанное захватчикам властями, не более чем лай моськи на слона. Естественно, что инопланетяне вымрут из-за земного микроба, оказавшегося сильнее всех военных достижений человеческой цивилизации, а Рэя, уцелевшего в этой кровавой мясорубке, радостно обнимут и простят его близкие.
Анастасия Белокурова, InterMedia