СБОРНИК
Праздник 60-летия Великой Победы страна пережила вроде бы с минимальными потерями. Ничего страшного, что центр столицы в дни празднования перешел на осадное положение - зато некоторые дожившие ветераны Великой Отечественной войны получили к 9 мая ценные подарки, например, плитку шоколада 'Аленка'. Многие автолюбители привязали к антеннам своих транспортных средств полосатые ленточки, что должно было символизировать гордость потомков победителей, спасших планеты от фашистской чумы. Мало кто задумался о более человеколюбивом способе погордиться ветеранами, чем тканевые полоски на машинах: нашли бы живого ветерана и дали бы ему денег - тогда гордость обрела бы менее абстрактные формы. Впрочем, пышные празднества юбилеев у нас всегда получались лучше, чем каждодневная забота о конкретных стариках.
Практически без потерь вышла из юбилея и отечественная культура. Те, кому положено, предсказуемо и проникновенно отпели программы военных песен, некоторые рокеры старательно записали кавер-версии боевой классики, но кампанейщины не было. Как-то удалось избежать массового выпуска 'трибьютов Победе' с участием каких-нибудь 'Шпилек' и 'Поющих вместе'. Большое человеческое спасибо попсовикам за то, что внесли неоценимый вклад в празднование 60-летия - тем, что не участвовали в нем. Но когда я совсем уж было подумала, что пронесло, прислали данный диск. Немолодой композитор Владимир Михайлов юбилей Победы уж отметил так отметил: сочинил 16 (!) новых песен, посвященных разным событиям Великой Отечественной. Некоторые композиции спел он сам, а остальные позвал исполнять разных вокалистов, самой известной из которых стала Наталья Нурмухамедова. На запись заглавной песни альбома удалось рекрутировать Аниту Цой и Рената Ибрагимова. Слушая такую пластинку, временами начинаешь жалеть, что 'Шпильки' не записали ничего к 60-летию Победы. Возможно, спели бы они еще хуже, но по крайней мере песни были бы более удобоваримыми - ибо хороших песен о войне написано очень много. Увы, среди шестнадцати предложенных новинок этот список не способна пополнить ни одна. Дело даже не в мелодиях или аранжировках - они бравурны, официозны, избыточно торжественны, но в целом не слишком выбиваются из стилистики, скажем, застойных 'датских' концертов в честь патриотических праздников. Но тексты большинства композиций 'Звезды надежды' лежат за гранью поэтического профессионализма и довольно близко к понятию 'трэш'. Поэты-песенники были разными, но ощущение такое, что учились они у одного-единственного акына. Ни одного крупного сражения Великой Отечественной не упустили авторы стихов на музыку Владимира Михайлова - и описали их крайне доступным языком, изобилующим рифмами 'хранит - гранит' и фразами типами 'сомкнулось грозное кольцо, не видел мир таких колец, и русский ветер бил в лицо, как сверхрасплавленный свинец, фельдмаршал Паулюс стратег, но в этот миг все понял он, и потемнел наш белый снег от черных вражеских знамен', 'встал в полный рост солдат Георгий Жуков, Победы маршал и окопов рядовой'. Подобные перлы обильно разбавлены патетикой о Родине, которую хранил, хранит и будет хранить Господь - что, конечно, препятствует восприятию этого альбома как юмористического произведения. Возможно, авторы даже искренни в своем желании воспеть подвиг народа; но почему же это надо было делать так бездарно?!
Рита Скитер, InterMedia