"ИСТОРИЯ МУЗЫКИ В КАРТИНКАХ": ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ?
Это широкоформатное издание, где 'очень много картинок и очень мало текста', - так нарисовали вместо предисловия авторы Бернар Дейрие, Дени Лемери и Майкл Сэдлер. Оно представляет на своих 150 страницах практически всю историю академической музыкальной культуры в виде комиксов. Здесь можно увидеть портреты практически всех значимых композиторов от Франческо Ландини, Гийома Дюфаи, Йоханнеса Окегема до Пьера Булеза, Терри Райли и Дьердя Лигети. Но авторы глядят на мир шире, затрагивая таких личностей, как Нерон, папа Григорий Великий, Ричард Львиное Сердце, которые музыкой лишь баловались, а также рассказывая о звуковом поле 'безымянных' музыкантов первобытного общества, об обрядовых и бытовых мелодиях, звучавших в первых средиземноморских государствах, о музыке, исполняемой мифическими героями и божествами.
Отдельно авторы книги останавливаются на рассмотрении инструментария различных эпох, ансамблевых составах. Для каждого композитора дан список сочинений, дата рождения, дата и причина смерти. Для наглядности авторы пытаются отразить в схемах становление какого-либо музыкального стиля и его элементы, рисуют 'в разрезе' музыкальные формы, принципы техник композиции. Нередко картинки словно оживают благодаря взаимодействию антропоморфных и зооморфных персонажей, символизирующих ноты, знаки, части формы.
Что касается текста, то без него, конечно, не обошлось. Комментарии стилистически соответствуют комиксам и отличаются своеобразным юмором. Чего стоят хотя бы фразы вроде 'Его отец был тенором, но человеком неученым', 'Подчинившись печальной закономерности: он умер молодым', 'Перевозбудившийся Берлиоз часами гулял по полям, пока, наконец, обессилев: будущий цвет французской музыки не рухнул на цветущие маргаритки:' и др. Эти перлы удачно оттеняют довольно тривиальный и подчас не совсем по-русски звучащий текст. В связи с этим и возникает вопрос об адресате. Взрослый читатель, возможно, предпочтет популярную литературу о музыке без картинок или прибегнет к интернет-поисковикам. А дети могут не до конца постичь и оценить современный слэнг ('издатели его 'прокатили' и др.), кроме того, подобный опыт им вовсе не обязательно полезен. Например, в памяти могут застрять такого рода неточности, как небрежно сокращенный 'Тристан' (которого дети так и запомнят без Изольды) или 'Тетралогия' (в кавычках!) Вагнера ('Тетралогия' - большой оперный цикл Вагнера. Она известна также как 'Кольцо нибелунга'). Досталось и 'Катерине Измайловой': это 'история купчихи, убившей мужа и свекра ради жизни, полной наслаждений:'. А уж Александр Скрябин просто превратился в религиозного фанатика, мечтой которого 'было покончить с материальным миром во время магической поэтической церемонии с курильнями и танцами на вершине Гималаев'. Об оперетте читатель узнает, что это 'опера на легковесный сюжет', а о комической опере - то, что 'иногда она откровенно трагична'.
Очевидно, авторы 'Истории музыки в картинках' стремились приблизить чуждую современному меломану занудную академическую культуру к веяниям сегодняшнего дня: во-первых, по форме - через изобразительный ряд, а во-вторых - по манере изложения. Целью ставилась максимальная доступность информации. Но этому изданию требуется незамороченный читатель-смотритель, с гибким мышлением и обязательно - с развитым чувством юмора. Высшее музыкальное образование не приветствуется.