"ГОРНЪ" - "КАРАМЕЛЬ ФУГИ"
Богат наш шоу-бизнес на стебные проекты. Вот и еще один появился - группа 'Горнъ', название которой можно расшифровать как 'Государственный Оркестр Русского Народа'. Идейным вдохновителем и лидером 'Горна' является композитор и дирижер Фред Занин, а в записи альбома 'Карамель фуги' принимали участие около двадцати человек: в том числе музыканты из 'Аквариума', бэнда Башакова и др. Правда, зачем было привлекать столько инструменталистов, если практически все партии вполне можно 'прописать' электронным образом, непонятно. Никакой особой естественности исполнения, на которую так обычно напирают поборники живого звука, здесь нет. Да и вообще весь музыкальный материал, будто бы с чего-то (кого-то?) списан: и приторно-слезливые баллады, и разухабистые рок-н-ролльчики, и буги-вуги.
'Карамель фуги' - альбом инструментальный. Отсутствие вербального компонента компенсируют причудливые названия с намеком: 'Сельский 'pistols'', 'Rock'n'Roll Granny', 'Лапти International', 'Кащей б:'. Кстати, в последней особым шиком, видимо, считается 'спартаковский' посвист. Но любовь Занина к словесной игре, литературным и мифическим персонажам оказывается безответной: ни в 'Привидении', ни в 'Гулливер-boogie' нет ничего, за что бы мог уцепиться слух. Незатейливость - вообще отличительная черта альбома. К примеру. 'Облако зефира' кажется джазовой импровизацией на какую-то хорошо известную неджазовую тему. Тема так и не вспоминается, зато похожие импровизационные блоки можно услышать даже в переходах.
'Дека-данс' - попытка пародии и на составные части этого слова (гитарной деке можно только посочувствовать), и на все вместе взятое (слово-то мудреное, иностранное), вызывающая разве что кривую улыбку. 'Пьяный марш', похоже, иллюстрирует ностальгию автора по коммунистическим демонстрациям - правда, те вроде бы шли с утра. 'Синий буфет' - композиция, выбивающаяся из ряда пошловато-легковесных безделушек. Нет, эта пьеса не представляет собой концептуальный труд. Она всего лишь чуть более индивидуальна за счет ритмической изобретательности, хотя и здесь автору посчастливилось избегнуть оригинальности. ':Грустная-космическая' тоже не лишена музыкально-смыслового зерна - однако уже на пятой минуте слушать похожие друг на друга фразы и набившие оскомину интонационные обороты становится тяжело.
Замыкает основную часть альбома композиция 'Полет', напоминающая по жанру колыбельные, что звучат в 'Спокойной ночи, малыши'. Но к чему она тут: альбом-то вроде создавался для взрослых, о чем, кстати, недвусмысленно свидетельствует бонус-трек - песня Маши Макаровой 'Прима Донна'. 'Прима Донна' - типичный русский шансон - но чтобы так не казалось, композиция подана в мультиинструментальной 'упаковке'. Да, Фред Занин - музыкант уникальный, играющий абсолютно на всем, что попадается под руку, включая гитары, бас-гитары, барабаны, синтезаторы, а также пилы, что и продемонстрировано в бонус-треке. Но пила пилой, а текст (как, впрочем, и в подавляющем большинстве образцов блатняка) ужасен. Ходят слухи, что сей шедевр автобиографичен. Ну, от Маши Макаровой с ее Любочками-юбочками, наверное, и не такого ожидать можно. В целом же после прослушивания 'Карамели фуги' напрашивается аналогия с комиксами: все время одни и те же лица (читай - приемы исполнения и обработки звука), только с разными гримасами (в данном случае названиями). Местами навязчиво, местами смешно, местами похабно, но всегда чересчур знакомо.
Наталья Светлакова, InterMedia