"ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ": ЦВЕТОЧКИ С ТРЕТЬЕГО КОЛЬЦА

Пресс-показ мелодрамы "Парниковый эффект" (Россия, 2005, режиссер - Валерий Ахадов, в ролях - Елена Полякова, Александр Яркин, Александр Коршунов) прошел в кинотеатре "Ролан" 4 августа.
Беспризорник по прозвищу Немой (Яркин) ночует в ведомственном цветочном парнике при Доме культуры, моет там по утрам полы, а днем попрошайничает на Павелецком вокзале. Однажды он встречает провинциальную девушку Риту (Полякова), у которой украли чемодан с деньгами и документами. Адрес гипотетического жениха, разыскать которого хочет героиня, тоже остался в чемодане. Рита помнит номер дома и квартиры, но забыла улицу. Немой решает ей помочь и приводит ночевать в "свой" парник. Так зарождается их дружба, которая превратится для подростка в первое романтическое чувство.
Новая картина Валерия Ахадова ("Руфь", "Кто поедет в Трускавец?") в целом продолжает традиции фильмов о жизни современных беспризорников - "Кто, если не мы?", "Спартак и Калашников", "Итальянец". Сама история, рассказанная в этой ленте, достаточно условна и служит лишь поводом для развития отношений героев, трогательные образы которых также не перегружены реалистичностью, но психологически достоверны. Сознательно уходя от "чернухи" в изображении современной жизни на дне, Ахадов сосредоточился на чувствах героев - метаниях оказавшейся в безысходном положении Риты, готовой уже платить собою таксистам, пробуждающейся подростковой сексуальности Немого. Причем, как ни странно, для раскрытия темы режиссеру не понадобились даже сцены онанизма, что в наше время можно расценить лишь как вызов кинематографической общественности. Дело также не спасают эпизоды, где мальчик лезет к спящей, по всей видимости без трусиков, Рите под одеяло, подглядывает, как она моется в импровизированном душе, трогает за грудь. При всей своей откровенности эти сцены лишены малейшей вульгарности и по-человечески понятны. Оказывается, не обязательно крупным планом утомительно насиловать героиню в ухо, чтобы выразить любовь и одиночество аутсайдеров в равнодушной городской среде. Современная Москва с ее безумной эклектикой, вторжением в историческую застройку аляповатых футуристических монстров как нельзя лучше подошла на роль такого фантасмагорического мегаполиса. Основное действие фильма происходит на Третьем транспортном кольце, которое оператор Ростислав Пирумов ("Лунный папа") буквально воспел. Круто изогнутые бетонные эстакады будто в рапиде вскрыли старомосковские промзоны, обнажили сонный, таинственный некогда мир Кольцевой железной дороги. Выбеленные заборы прикрывают склады и бараки первой половины прошлого века, из-за них выглядывает темно-красная башня монастыря, дымят серые трубы ТЭЦ, желтеют гигантские корпуса цехов. Выселенные старинные дома между Яузой и Таганкой контрастируют в фильме с безликим оранжевым дизайном нового торгового центра в Черемушках. Странные пейзажи как чудовищный омут засасывают Риту, неприкаянную, но обаятельную девушку слегка не от мира сего. Елена Полякова удивительно легка и органична в этой роли, ее можно было бы назвать русской Одри Тоту (правда, француженка отличается несколько большей лупоглазостью). К сожалению, современный российский кинематограф не в состоянии пока предложить Елене работу, сопоставимую с "Амели" или "Долгой помолвкой", и актрисе приходится растрачивать себя в сериалах (целых пять за полтора года карьеры, включая такую 'клюкву', как "Красная площадь"). К сожалению, отсутствие необходимой сюжетной остроты, напряженности, интриги делает "Парниковый эффект" хотя и очень красивой, профессионально сделанной, но недостаточно глубокой работой.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости