КОНКУРС ТАРИВЕРДИЕВА СПОСОБСТВОВАЛ ПОЯВЛЕНИЮ "МОДЫ НА ОРГАН"
После вопроса, насколько сочетается такой сакральный инструмент, как орган, с самой формой конкурса, в основе которой - светский принцип соревнования, между членами жюри возникла полемика: считать орган светским или сакральным инструментом. 'В России орган никогда не являлся сакральным инструментом, - сообщила Наталия Гуреева, - впервые он появился при царском дворе и звучал только в концертах. Мы ни в коем случае не отметаем ту часть органного наследия, которая заложена, скажем, в музыке И.С.Баха и его современников, - традиции лютеранской и католической церкви, но мы сочетаем это со светской традицией, ярко проявившейся в музыке таких композиторов, как Микаэл Таривердиев'. Г-же Гуреевой возразил один из первых исполнителей органных произведений Таривердиева Алексей Паршин. 'Мы часто слышим, что существуют органная культура Западной Европы и российская органная культура, и между ними проводят четкую грань, - констатировал концертирующий музыкант, - Но в Европе органы устанавливали не только в церквях, но и в светских учреждениях, а в России - не только в потешных домах, но и в протестантских и католических церквях. Если священник произносит вдохновенную проповедь вне церкви, она не лишится своего сакрального содержания. Так же и наши исполнители стараются подхватить то духовное, что было в западноевропейской органной школе. И хотя музыка Микаэла Таривердиева не предназначалась изначально для исполнения в церкви, но она от этого не менее духовна, медитативна и одновременно сердечно-сентиментальна'.
Тем не менее, участники пресс-конференции неоднократно отмечали среди особенностей российского органного конкурса его особую 'несостязательную' атмосферу. По словам Веры Таривердиевой, музыканты, которые приезжали на фестиваль однажды, возвращались и в следующий раз. 'Это значит, что для них важен сам процесс участия и общения, а не получение диплома, - резюмировала арт-директор форума. - Во многом такой атмосфере способствуют наши тесные контакты - в Калининграде все мы живем в одной гостинице и общаемся не только на дневных прослушиваниях, но и вечером в неформальной обстановке'. Другие члены жюри подтвердили, что они постоянно контактируют с конкурсантами, интересуются их концертной деятельностью. И если участники других музыкальных состязаний зачастую, отыграв конкурсную программу, забывают ее, то участники конкурса Таривердиева постоянно исполняют ее в своих концертных программах. Коммуникативный момент сыграл свою роль и при выборе города для проведения фестиваля. По словам Веры Таривердиевой, выбор Калининграда связан как с его географическим расположением - близостью к Европе, так и с тем, что органная традиция развита здесь больше, чем в других российских городах. 'К тому же в Калининграде замечательный концертный зал и орган', - добавила она. В этом году конкурс Таривердиева проходит в трех городах - Москве, Гамбурге и Калининграде (см. МУЗЫКА от 17.08.05). 'Вообще-то мы рассчитывали, что европейские участники будут соревноваться в Гамбурге, а музыканты из России и стран СНГ - в Москве, - поделилась арт-директор, - но наши конкурсанты все перемешали: иностранцы поехали в Москву, а россияне в Гамбург'. 'Я счастлив быть здесь, потому что этот фестиваль имеет высочайший уровень, - поделился Петр Плани. - Я счастлив, что в этом конкурсе участвуют именно молодые исполнители, и мне очень приятно, что орган популярен в России - пусть и не как религиозный, а как светский инструмент'. По словам чешского органиста, он совсем недавно познакомился с музыкой Микаэла Таривердиева, которая очень его впечатлила, и он собирается 'приложить все усилия, чтобы она как можно чаще звучала в Чехии'. Говоря о значении конкурса для России, Вера Таривердиева резюмировала: 'Я считаю, что именно мы способствовали созданию новой моды на орган - именно после нашего конкурса в стране началось строительство больших органов. Кстати, мы в свое время писали письмо о строительстве большого органа в Кафедральном соборе Калининграда, и сейчас решение о его установке уже принято'.