КОНКУРС ТАРИВЕРДИЕВА СПОСОБСТВОВАЛ ПОЯВЛЕНИЮ "МОДЫ НА ОРГАН"

Пресс-конференция, посвященная IV Международному конкурсу органистов им. Микаэла Таривердиева, состоялась в Государственном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки. На вопросы журналистов ответили арт-директор конкурса Вера Таривердиева, председатель жюри конкурса, заведующая кафедрой органа и клавесина МГК Наталия Гуреева, члены жюри московского этапа конкурса Даниэль Зарецкий (Россия), Алексей Паршин (Россия), Петр Плани (Чехия), Ирина Тигранова-Тертерян (Армения). Вначале Вера Таривердиева рассказала о премиях и специальных призах. Обладатель первой премии конкурса получит вознаграждение в размере $5.000, второй - $3.000, третей $2.000, два дипломанта - по $1.000 каждый, обладатель специального диплома конкурса 'За лучшее исполнение произведений Микаэла Таривердиева' - $1.000. Идея фестиваля нашла отклик у различных российских организаций, которые учредили свои призы, среди которых премия заместителя председателя Госдумы Георгия Бооса 'Надежда отечества' ($5.000), специальная премия губернатора Калининградской области ($1.000), премии Санкт-Петербургской и Свердловской филармоний, Международного органного фестиваля в Таллине, фонда 'Искусство добра' и др.
После вопроса, насколько сочетается такой сакральный инструмент, как орган, с самой формой конкурса, в основе которой - светский принцип соревнования, между членами жюри возникла полемика: считать орган светским или сакральным инструментом. 'В России орган никогда не являлся сакральным инструментом, - сообщила Наталия Гуреева, - впервые он появился при царском дворе и звучал только в концертах. Мы ни в коем случае не отметаем ту часть органного наследия, которая заложена, скажем, в музыке И.С.Баха и его современников, - традиции лютеранской и католической церкви, но мы сочетаем это со светской традицией, ярко проявившейся в музыке таких композиторов, как Микаэл Таривердиев'. Г-же Гуреевой возразил один из первых исполнителей органных произведений Таривердиева Алексей Паршин. 'Мы часто слышим, что существуют органная культура Западной Европы и российская органная культура, и между ними проводят четкую грань, - констатировал концертирующий музыкант, - Но в Европе органы устанавливали не только в церквях, но и в светских учреждениях, а в России - не только в потешных домах, но и в протестантских и католических церквях. Если священник произносит вдохновенную проповедь вне церкви, она не лишится своего сакрального содержания. Так же и наши исполнители стараются подхватить то духовное, что было в западноевропейской органной школе. И хотя музыка Микаэла Таривердиева не предназначалась изначально для исполнения в церкви, но она от этого не менее духовна, медитативна и одновременно сердечно-сентиментальна'.
Тем не менее, участники пресс-конференции неоднократно отмечали среди особенностей российского органного конкурса его особую 'несостязательную' атмосферу. По словам Веры Таривердиевой, музыканты, которые приезжали на фестиваль однажды, возвращались и в следующий раз. 'Это значит, что для них важен сам процесс участия и общения, а не получение диплома, - резюмировала арт-директор форума. - Во многом такой атмосфере способствуют наши тесные контакты - в Калининграде все мы живем в одной гостинице и общаемся не только на дневных прослушиваниях, но и вечером в неформальной обстановке'. Другие члены жюри подтвердили, что они постоянно контактируют с конкурсантами, интересуются их концертной деятельностью. И если участники других музыкальных состязаний зачастую, отыграв конкурсную программу, забывают ее, то участники конкурса Таривердиева постоянно исполняют ее в своих концертных программах. Коммуникативный момент сыграл свою роль и при выборе города для проведения фестиваля. По словам Веры Таривердиевой, выбор Калининграда связан как с его географическим расположением - близостью к Европе, так и с тем, что органная традиция развита здесь больше, чем в других российских городах. 'К тому же в Калининграде замечательный концертный зал и орган', - добавила она. В этом году конкурс Таривердиева проходит в трех городах - Москве, Гамбурге и Калининграде (см. МУЗЫКА от 17.08.05). 'Вообще-то мы рассчитывали, что европейские участники будут соревноваться в Гамбурге, а музыканты из России и стран СНГ - в Москве, - поделилась арт-директор, - но наши конкурсанты все перемешали: иностранцы поехали в Москву, а россияне в Гамбург'. 'Я счастлив быть здесь, потому что этот фестиваль имеет высочайший уровень, - поделился Петр Плани. - Я счастлив, что в этом конкурсе участвуют именно молодые исполнители, и мне очень приятно, что орган популярен в России - пусть и не как религиозный, а как светский инструмент'. По словам чешского органиста, он совсем недавно познакомился с музыкой Микаэла Таривердиева, которая очень его впечатлила, и он собирается 'приложить все усилия, чтобы она как можно чаще звучала в Чехии'. Говоря о значении конкурса для России, Вера Таривердиева резюмировала: 'Я считаю, что именно мы способствовали созданию новой моды на орган - именно после нашего конкурса в стране началось строительство больших органов. Кстати, мы в свое время писали письмо о строительстве большого органа в Кафедральном соборе Калининграда, и сейчас решение о его установке уже принято'.

Последние новости