"ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ. ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ": НО ЗАТО В ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ
Группа элитных летчиков-испытателей отправляется на "уазике" в лес, дабы выследить и подстрелить опасного тигра, повадившегося в соседнюю деревню "кур грузить". На американском джипе дорогу им перекрывает энтузиастка из международной экологической миссии Кэт (Алферова), но один из летчиков просто со смехом простреливает ей колесо, не подозревая, что сам уже стал дичью для китайских киллеров: кто-то задался целью уничтожить пилотов новейшего русского истребителя. Один из них, сын генерального конструктора Алексей Кедров (Ефимов) влюбляется в Кэт и будит ее по утрам, на бреющем полете преодолевая звуковой барьер над лагерем экологов. Кэт покорена и бросает ради Алексея лидера группы "зеленых" Манфреда (Горевой), который планирует против летчиков диверсию. Манфред участвует в сложной разведывательной комбинации, которую разработал по заказу таинственной всесильной организации бывший агент ЦРУ Мердок (Макдауэлл). В результате предательства план Мердока удается, и во время Московского авиакосмического салона российский истребитель с двумя русскими пилотами на борту атакует самолет президента Соединенных Штатов. Пара F-16 из сопровождения пытается отбить атаку, но "Сушка", применяя "кобру" Пугачева и другие, недоступные американским истребителям пилотажные трюки, остается неуязвима.
Фильм представляет из себя очередной проект "нового" военно-патриотического кино, которое пытаются снимать, в точности копируя заокеанские образцы, заменяя лишь "имена, пароли, явки" на русские. Данный образец отличается еще и тем, что сделан конкретно на экспорт - в нем не только явлено нетипичное для нашего кинематографа пренебрежение к правдоподобию, а в уста героев вложены "молодецкие" дубовые шуточки из голливудских боевиков. Он вообще снят на английском языке, а потом дублирован на русский. Диалоги при этом получились настолько идиотскими, что закрадывается мысль о сознательной диверсии. Возможно, лишь благодаря этому все персонажи выглядят невероятно ходульно, актеры ведут себя крайне неестественно, натужно. Говорить о каком-либо интересе к происходящему с этими людьми на экране представляется вообще излишним - по крайней мере, с таким озвучанием это выглядит откровенной халтурой. Сказанное не относится разве что к Макдауэллу - он обаятелен, да и персонаж его сценарно прописан несколько лучше остальных. Что касается сценария - уж лучше бы это была еще более невменяемая "клюква", чем есть. Конечно, аналогичные американские картины о спасителях мира от плохих парней не менее далеки от реальности, но в большинстве своем по крайней мере связно рассказаны. "Зеркальные войны" удручающе невнятны, действие здесь развивается неуклюже, с многочисленными кое-как подогнанными натяжками, без малейшего чувства меры. Но самое печальное, что фильм не спасает и главное - съемки самолета, потрясающего "Су-30". Во-первых, их мало - вместо воздушных боев мы имеем в основном малопонятный и местами смехотворный шпионский детектив. Во-вторых, машина неудачно снята - нет эффектных ракурсов, динамичного монтажа. Жаль керосина потраченного! Говорить же о долгожданном русском ответе заокеанскому "Top Gun", которого, без сомнения, заслуживает наша авиация, просто стыдно.
В связи с подобными лентами много говорят о возрождении советского стиля, военного ура-патриотизма в кино. Наверное, в данном контексте неуместно вспоминать серьезные картины о военных летчиках-испытателях - таких, как "Им покоряется небо" с Евгением Евстигнеевым и Николаем Рыбниковым или "За облаками - небо" с Сергеем Никоненко и Владиславом Дворжецким. Но даже довольно поверхностный по советским меркам "Случай в квадрате 36-80" (1982) Михаила Туманишвили безупречен с точки зрения вкуса и профессионализма. Весьма характерна для такого рода военно-производственного кинематографа драма "Три процента риска" (1985) с Кириллом Лавровым и Валерием Золотухиным, об испытаниях самого массового истребителя XX века "МиГ-25". При всей присущей тому времени лакировке действительности и идеологической заданности ленту отличает мастерская драматургия, красивые съемки, тонкая игра актеров, как будто сыгравших парней с твоего аэродрома. Возрождением такого кино и не пахнет - научились хотя бы копировать фильмы типа "Стелс", где совершенно беспомощные в реальности американские машины расправляются с действительно неуязвимыми "Сушками".
Борис Гришин, InterMedia