"БОСИКОМ ПО МОСТОВОЙ": ПРЕКРАСНЫЕ НЕУДАЧНИКИ
Отпрыск богатого семейства, отбившийся от гнезда, Ник Келлер (Тиль Швайгер) проводит ночи в компаниях девиц, чьих имен не вспомнит уже через несколько часов, и выпивки, а днем обивает пороги биржи труда в надежде отхватить хоть какую-то работенку. В этот раз ему несказанно 'повезло' - он устраивается уборщиком в психушку, драить унитазы. Но и с этой ответственной работы его вытуривают раньше, чем он успевает завершить телефонный разговор с матушкой, вешая ей лапшу на уши, какая у него распрекрасная новая работа. Под занавес своего первого и последнего рабочего дня в обществе психов Ник вынимает из петли вздумавшую было повеситься чокнутую Лайлу (Йоханна Вокалек), но даже
не представляет, чем для него обернется этот бэтменский поступок в ближайшем будущем. Если Ник думал накануне, что у него проблемы, то он ошибался. Настоящие проблемы начинаются после того, как Лайла, сбежавшая из психушки, с чемоданом в руках и босиком, оказывается на пороге его квартиры.
'Босиком по мостовой' настолько же светлое и целомудренное кино, как и фильм, утвердивший Швайгера в звездном статусе энное количество лет назад, - европейский хит 'Достучаться до небес'. Швайгер, на сей раз восседающий в режиссером кресле, исхитрился и - то ли сознательно, то ли нет - воспроизвел атмосферу 'Достучаться до небес' с такой степенью убедительности, что так и ждешь появления в кадре вслед за одной нелепой парочкой (Лайла и Ник) другой: (Мартин Брест и Руди Вурлитцер). Стопроцентное ощущение, что эти персонажи ходят по соседним улицам, да все никак не встретятся, но дышат они одинаковым воздухом - в этом сомнений не возникает. Знакомые пейзажи еще больше усиливают ощущение дежа вю: тут вам и магазины подержанных автомобилей, и больница, с которой все начинается, и, конечно, дорога. Оба фильма, помимо прочего, удачно скрещивают жанр роуд-муви с историей любви. Только в 'Достучаться до небес' - это история любви к жизни, а в режиссерском дебюте Швайгера это история любви мужчины и женщины. Йоханна Вокалек в роли 'слегка того' девушки Лайлы настолько прекрасна и волшебна, что в пантеоне кинопсихов и прочих поврежденных смело может претендовать на местечко где-нибудь неподалеку от Рэймонда Бэббита, 'Человека Дождя'. Что Ник, что Лайла - особый тип прекрасных неудачников, не вызывающих жалости, но только восхищение. Ближе к финалу возникает опасение, что вот сейчас все, не дай бог, закончится хэппи-эндом 'по-европейски': все умрут, но после смерти будут сидеть на облаке и разговаривать о море. Однако, хвала Швайгеру-режиссеру и сценаристу, он пошел более традиционным путем. Посмотреть такое кино - все равно что получить весточку от Бога, когда уж было совсем усомнился в его наличии. И, кажется, снимать такое кино должны исключительно в каких-то особых небесных киностудиях, но никак не здесь, на бренной Земле.
'Босиком по мостовой' - удивительный фильм, не стесняющийся быть наивным и по-детски трогательным. Трудно представить себе другую ленту, в которой сцена, где герои лежат в обнимку в кровати и любуются луной за окном, не выглядела бы совершенной похабенью и сценаристским маразмом. 'Босиком по мостовой' может себе это позволить. Точно так же, как герои 'Достучаться до небес' могли говорить о море так, как будто никто никогда до них не говорил о море. И о закате.
Катерина Нежельская, InterMedia