"БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ": И ТВОЮ МАМУ ТОЖЕ
Молодой человек в крокодиловых ботинках на босу ногу, гавайской рубахе, белой шляпе и сиротском плащике (Хабенский) прибывает в южный городок Голотвин с целью осуществления аморальной, но безобидной аферы. Перед войной несколько семей покинули соседний город Голутвин, который вскоре был полностью уничтожен фашистами, и выехали на Запад. Теперь дети из этих семей выросли, разбогатели и мечтают разыскать своих родственников. За хороший гонорар молодой человек взялся им помочь, представив Голотвин - Голутвиным, а на роли родственников (за мзду в 20-30 долларов) наняв несколько местных семей.
Картина Павла Лунгина представляет собою грамотно и профессионально сделанную с точным соблюдением международных штампов работу, состоящую из предсказуемых гэгов, вовремя чередующихся с душещипательными моментами. То, что персонаж Хабенского напоминает Остапа Бендера, а типажи и атмосфера фильма отсылают к прозе Бабеля и Шолом-Алейхема - безусловно, хорошо. То, что развитие сюжета и его нехитрая мораль словно списаны со стандартных голливудских нравоучительных комедий, - удручает. Не нужно быть знатоком кинематографа, чтобы с первых же кадров понимать - хоть обман и откроется, но названные родственники, хорошенько поваляв дурака, полюбят друг друга по-настоящему. Все плачут, обнимаются и уезжают в Америку. Характерно ровно на две части поделены персонажи - россияне, независимо от национальности, пьют, буянят, за пригоршню долларов (других денег не признают) готовы на любые унижения, но в глубине души милые люди. Представители цивилизованных стран культурны, вежливы и благородны. Французский юноша учит своего русского провинциального ровесника, как быть независимым от старомодной мамы. Израильский мафиозо (Каневский), приехавший хоронить прах своей матери, сентиментален, суров, но справедлив. Мы видим стандартную раскладку, в которой есть "свободный мир" и 'русские дикари'. Причины этой дискриминации известны - такими желают видеть русских на Западе, и какое-то иное представление просто не воспринимается. Но это - сугубо технический момент, такой же, как не в меру навязчивый продакт плейсмент. Понятно, что и в жизни люди пьют не анонимную водку, и если в кадре есть какой-то бренд - отчего на этом не заработать? Но когда в художественном фильме несколько эпизодов и планов сняты только ради этого, воспринимать картину как произведение искусства уже сложнее. Судя по триумфу на "Кинотавре", "Бедные родственники" - лучшее, что может предложить отечественный кинематограф. Говорят, публика в Сочи смеялась, как подорванная. В Москве большая часть фильма проходит в молчании даже на сценах, очевидно снятых для смеха. А ряд эпизодов производит откровенно тягостное впечатление. Видимо, на решение жюри повлияла специфическая фестивальная атмосфера, которой так славится главный национальный кинофорум.
Борис Гришин, InterMedia