"КОЛЯ - ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ": ЗВЕЗДОЧКА МОЯ, ЕСТЬ ЛИ ТЫ НА СВЕТЕ?
В культовой ленте постперестроечной поры 'Облако-рай' (1991) Николая Досталя речь шла о том, как рядовым воскресным утром мечтательный паренек Коля трогательно пел песню про звездочку, а после от маеты и скуки врал друзьям, что навсегда уезжает из местного захолустья. Ажиотаж, вызванный этим заявлением, так взбаламутил общественность, что уехать пришлось всерьез и надолго. Клоун и актер Андрей Жигалов (по совместительству еще и автор-исполнитель замечательных песен, звучащих в фильме) в свое время своеобразно повторил судьбу своего героя, укатив в Германию. А спустя 14 лет с новыми песнями вернулся к своему герою в прямом продолжении 'Облака- рая' - еще более печальной констатации парадоксальности бытия.
В заснеженное воскресенье блудный сын глухого провинциального городка Коля (Жигалов) в модной красной куртке и на подержанной иномарке возвращается в родные пенаты, в безвременье и серость периферии. Бесхитростные земляки, приходят в восторг от машины и одежки, и радостно приветствуют гостя традиционным распитием местной бормотухи. В ходе посиделки выясняется, что старая Колина любовь - Наталья (Клюка) - вскорости после легендарного отбытия Коли на Дальний Восток родила ему сына, тоже Колю; затем ждала-ждала любимого и не дождалась; когда рядом случился хороший человек Славик, Наталья вышла за него замуж и благополучно разрешилась младшим сыном Толей. Понятно, что при подобном раскладе внезапное возвращение Коли рискует поломать Наталье мало-мальски сложившуюся жизнь. Ошалевший от самогона и безвыходной ситуации Коля врет, что смертельно болен и опять собирается в дорогу.
Высокая, неизбежная безысходность 'Облака-рая', грустной песней летящая над провинциальной тоской уводила в прекрасное далеко (которое априори в реальности бывает только жестоким) единственной правильно выбранной интонацией. Невиданное сочетание элитарности и народности делали фильм Николая Досталя не только удивительно точным памятником навсегда ушедшей эпохи, но и главным символом неоромантики отечественного кино. Несмотря на то, что редкий сиквел дотягивает до уровня своего предшественника, тем более, что тема о беспросветности периферийного быта уже была раскрыта Досталем во всей полноте, надежды на удачное продолжение оказались полностью оправданы. Новый проект реализован той же командой, подробно рассуждать о профессионализме которой в данном случае кажется дурным тоном. Глядя на экран, невольно забываешь о том, что эта история имеет непосредственное отношение к искусству; происходящее цепляет за живое настолько, насколько естественно сопереживать ситуации, происходящей у тебя на глазах с ребятами с соседнего двора. Самое главное, что для подобного кино не существует времени - главного этического мерила в кинематографе последних лет. Это точнейшее попадание в самую суть вещей, щедро приправленное непосредственным юмором и неподдельным трагизмом вторит самой печальной музыке на свете, в которой уже давно не идет речь о поисках облака-рая; только ветер-грусть плачет о далеком недосягаемом свете.
Анастасия Белокурова, InterMedia