"Х.З." — "НЕ РАДИ СЛАВЫ. ПЕРВАЯ ГАСТРОЛЬ"
Группа "Х.З" 15 лет существовала в подполье. Сначала ее запрещали коммунисты… Да ну, чушь собачья, никто их не запрещал, просто провокационные "забейные" песни не могли снискать иной судьбы, кроме андеграунда. Ни в последние годы советского телевидения, ни на капиталистическом радио зазвучать они не могли — во-первых, из-за своего сверхкороткого хронометража, во-вторых, из-за особого цинизма текстов. Соленые шутки в сочетании с лирической музыкой и есть суть творческого метода "Х.З." - но для медиа подобное сочетание оказывалось совершенно несъедобным. Поэтому о Бегемоте и Карабасе большинство зрителей все эти годы судило по каким-то обрывкам записей — многие даже умудрялись путать "Х.З." с Александром Лаэртским, хорошо хоть, что не со Шнуровым. К тому же и концертов проект никогда не давал — разве только квартирники для друзей. Но в прошлом году группа устроила несколько пробных выступлений, после чего за нее взялся отвязный бизнесмен Олег Тиньков. Оказалось, что ничего страшного в "Х.З." нет — на сцене это милые интеллигентные люди, немного экспериментирующие с лексикой. С легкой руки Тинькова "забейцы" отправились на свои первые гастроли, а теперь при поддержке частных пивоварен "Тинькофф" выпущен первый DVD в истории группы. Если бы его послушал В.И.Ленин, наверняка бы заметил, что это "очень своевременный диск".
DVD содержит запись московского концерта в "Тинькоффе" и перемежаемую живыми номерами хронику первой гастрольной поездки "Х.З." по четырем городам. В общей сложности на диске содержится 56 треков: недлинные песни в исполнении Карабаса перемежаются ультракороткими стихотворениями в исполнении Бегемота. Покупатель DVD фактически получает если не полное собрание сочинений, то расширенный greatest hits, позволяющий наконец уложить в голове в правильный паззл те кусочки "х…забейского" творчества, что попадали в поле зрения раньше. Интересно также наблюдать за реакцией концертной публики. По понятным причинам почти никто из них раньше на выступлениях "Х.З." не присутствовал, тем не менее на основании своих аудиовпечатлений зрители разделяют звучащие песни на хиты и не очень, орут из зала просьбы что-то исполнить и встречают аплодисментами знакомые аккорды и счастливым смехом — к месту употребленное крепкое словцо. Помимо песен, в число которых вошла пропагандируемая Гребенщиковым "Подмога", а также "Оконце", "Охотник", "Не солоно", "Дед Мороз" и т.д., вторая часть диска включает фрагменты интервью на одной из провинциальных радиостанций — таким образом можно получить информацию не только о музыке, но и об истории "Х.З.". Одно плохо: поп-звезда Марина Хлебникова, записывавшая под псевдонимом Марья-искусница женские партии на дисках группы, в отснятых для DVD концертах из скромности участия не приняла.
От цитирования текстов группы я здесь удержусь, хотя это и нелегко. Скажу лишь, что на диске адекватно переданы интонации, благодаря которым творчество "Х.З." всегда будет близко правильным пацанам с рабочих окраин Москвы и из маленьких подмосковных городков — то есть тех мест, где "минет" произносят как "миньет". При этом пресловутый мат группа все время применяет очень к месту — это именно литературная работа с языком, а не быдляцкая ругань. Падающих в обмороки кисейных барышень в концертных залах не замечено, потому что поэзия "Х.З." поднимает настроение, но не заставляет краснеть.
И только один вопрос остается после просмотра DVD: что будет, если спонсированием музыки займется еще один "бизнесмен новой формации" Евгений Чичваркин? Какие тогда подпольные монстры будут выпущены на волю? Ждем, если честно, с нетерпением.
Алексей Мажаев, InterMedia