"ОДИН ДЕНЬ В ЕВРОПЕ": УРОКИ ГЕОГРАФИИ ХАННЕСА ШТЕРА

Пресс-показ фильма "Один день в Европе" (One Day in Europe, Германия-Испания, 2005, режиссер - Ханнес Штер, в ролях - Меган Гай, Людмила Цветкова, Андрей Соколов, Флориан Лукас, Эрдал Улдис, Питер Шерер, Мигель Де Лира) состоялся в "Киноцентре" 16 сентября.
Четыре города, четыре истории, один день, один футбольный матч. Москва, Стамбул, Сантьяго-де-Компостела и Берлин. Строго говоря, только два города из вышеперечисленных с полным правом могут назвать себя "европейскими", но создателей фильма это не смутило. С другой стороны, кто знает, может, это такое проявление политкорректности и желание приобнять своих лишенных гражданства ЕС соседей, дабы последние не чувствовали себя обделенными. Приему кинематографического коллажа и раньше симпатизировали европейские режиссеры (в фильме "Один день в Европе" за основу взят географический принцип). Самым впечатляющим перфомансом на эту тему была "Ночь на Земле" Джармуша. Однако до экзистенциальных высот и умения видеть большое в малом, чем славится Джармуш, режиссеру Ханнесу Штеру далековато. Его привлекают вещи более обыденные и не замахивающиеся на вечность. Скромная, но не лишенная обаяния комедия просто повествует о череде сомнительных приключений в разных городах в один и тот же отрезок времени. Бестолковые туристы и просто бездельники попадают во всевозможные передряги. Четыре новеллы — это не роуд-муви, а скорее зарисовки на тему межкультурных сходств и различий. Каждая из четырех новелл так или иначе завязана на краже или ограблении — настоящем или мнимом. Двое бездельников, уличных артистов из Франции, хотят инсценировать ограбление, чтобы вытрясти деньги из страховой компании, такая же блестящая идея приходит в голову юнцу из Германии, находящемуся в Стамбуле. Девушку-туристку в Москве и впрямь грабят, но случайная свидетельница происшествия, Елена, берет на себя опеку над пострадавшей. В Сантьяго-де-Компостела депрессивный, склонный к суициду венгр по простоте душевной лишается дорогого фотоаппарата и идет в полицию сокрушаться по поводу утерянных снимков, чем немало забавит местных стражей правопорядка. Финал Лиги чемпионов тем временем идет своим ходом, игра набирает обороты.
Судя по творению немца Ханнеса Штера, Европа — не совсем то место, в котором хотелось бы оказаться. Везде крадут и мошенничают, везде полиция далека от совершенства, везде стоит опасаться незнакомцев. Основной источник комизма и нелепостей в фильме — разноязыкость персонажей, втиснутых в культурные стереотипы своей страны. Но на фоне этой разноголосости героям удается устанавливать контакт с "аборигенами" и местами это выглядит очень трогательно. Испанский полицейский из Сантьяго-де-Компостела, беседуя с венгерским туристом, проявляет недюжинные познания в географии и приходит к неоднозначным выводам, что венгерский язык — это тот же финский. Фильм во всю пользуется стандартными межкультурными стереотипами, где-то разрушая их, где-то убеждая в их небезосновательности. Как тут не вспомнить упражнения в географии кэрроловской Алисы о том, что "Париж — это столица Лондона". Финал Лиги чемпионов — главный момент, добавляющий хаоса всему происходящему, усиливающий и без того имеющую место быть энтропию. Но почему бы на один день Парижу не стать столицей Лондона?
Катерина Нежельская, InterMedia

Последние новости