"РЕВОЛЬВЕР": Е ДВА - Е ЧЕТЫРЕ

Пресс-показ психоаналитического экшна "Револьвер" (Revolver, Франция-Великобритания, 2005, режиссер - Гай Ритчи, в ролях - Джейсон Стетхэм, Рэй Лиотта, Винсент Пасторе, Андре Бенджамин) прошел в кинотеатре "Ролан" 21 сентября.
Профессиональный игрок Джейк Грин (Стетхэм) после семилетней отсидки покидает тюремную камеру. В заключении он оказался по вине криминального авторитета Дороти Мача (Лиотта), на которого когда-то был вынужден работать под угрозой расправы с семьей брата. Теперь мечта Грина - разбогатеть и отомстить. В тюрьме он начитался книжек по квантовой механике и высшей математике, на полях которых сидящие в соседних одиночках шахматист и мошенник разрабатывали новые преступные комбинации. Овладев формулой беспроигрышной игры, Джейк не знает поражения в финансовых махинациях. Наконец он приходит в казино Мача, где без труда выигрывает у того огромную сумму. Дороти взбешен и планирует расправу над опасным врагом. Защитить Джейка берутся два странных инфернальных субъекта Зак (Пасторе) и Аве (Бенджамин), они кажутся всезнающими и неуязвимыми, а цена за их услуги - все состояние Грина и беспрекословное подчинение. Грин чувствует, что втянут в игру, которую не в силах контролировать, он не понимает даже, кто противник. "Злейший враг там, где не ждешь", - цитирует он Юлия Цезаря. И над всем этим витает тень Сэма Голда - всемогущего таинственного гения наживы, которого никто не видел, но который везде.
Сняв несколько остроумных и метких черных комедий о незадачливых гангстерах, Гай Ритчи заслужил репутацию хотя и вторичного, но талантливого мастера. От его четвертого фильма трудно было ожидать чего-то нового, однако режиссеру удалось, сохранив фирменную стилистику, развить тему. "Револьвер" предлагает поразмыслить над философией и метафизикой жизни как азартной игры, дух которой выражен в фильме шахматами (Джейк частенько цитирует Ласкера), а практика - запутанной аферой. Присутствует в картине и элемент самоосмысления - герой страдает клаустрофобией и раздвоением личности, что приводит его от поиска таинственного противника к борьбе с внутренними демонами. Современный западный, особенно фестивальный кинематограф частенько грешит некой "серьезной" эрзац-философией, замешанной на психоанализе. Ритчи удалось несколько эклектично скрестить такое кино с экшном и криминальной трагикомедией, он даже довольно ловко ставит диагноз современному обществу - фарисейству и поклонению золотому тельцу. Однако обращение режиссера к квантовой механике, теории игр, искусству шахматной игры слишком наивно и поверхностно, чтобы воспринималось серьезно. "Клетки - как круги перед глазами, королей я путаю с тузами и с дебютом путаю дуплет", - знал бы Ритчи творчество Владимира Высоцкого, его насыщенная цитатами картина была бы много полнее. В фильме отчетливо чувствуется влияние куда более глубокого и тонкого Тарантино, местами - режиссеров юго-восточной Азии. Несмотря на ряд красивых эпизодов, сами махинации весьма невнятны и не идут ни в какое сравнение с польским "Ва-банком" или "Аферой" Джорджа Роя Хилла. Впрочем, это картины совсем другого жанра и стилистики. Подчас трудно разобраться, чего в "Револьвере" больше - банального психоанализа, наивных умствований или эффектной игры на потребу публике. "Эх, сменить бы пешки на рюмашки - сразу б прояснилось на доске!"
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости