ТРИ БАХА В ОДНОМ КОНЦЕРТЕ ПРОЗВУЧАЛИ В ИСПОЛНЕНИИ MUSICA VIVA

Открытие сезона музыкальных собраний в Третьяковской галерее состоялось 1 октября во Врубелевском зале. В исполнении камерного оркестра Musica Viva прозвучали три симфонии сыновей И.С.Баха — "гальского" Вильгельма Фридемана, "бюкенбургского" Иоганна Кристофа Фридриха и "миланского" или "лондонского" Иоганна Христиана. Таким образом, музыканты представили многочисленным слушателям уникальную возможность сравнить почерк старшего, среднего и младшего сыновей великого немецкого композитора. Изящная барочная музыка в умеренных темпах как нельзя лучше вписалась в атмосферу Третьяковской галереи и в акустику Врубелевского зала. В насыщенной подголосками, построенной на постоянном диалоге самостоятельных мелодий Симфонии Вильгельма Фридемана музыканты продемонстрировали очень хорошее чувство полифонии — голоса однородных по тембру инструментов постоянно меняли свою окраску. Музыка ре-минорной симфонии Иоганна Кристофа Фридриха оказалась более темпераментной, насыщенной моторным ритмом и менее жанрово-определенной, нежели симфония его старшего брата, построенная на танцевальных ритмах эпохи. Двухчастная Симфония-кончертанте для скрипки и виолончели с оркестром младшего Иоганна Христиана Баха — уже гомофонно-гармоническая по складу изложения. Здесь музыканты также продемонстрировали очень хороший тембровый ансамбль, как "внутри" между солистами — виолончелистом Александром Рудиным и скрипачом Иваном Пешковым, — так и между солистами и оркестром.
Среди характерных особенностей звучания оркестра — очень гибкая фразировка. Даже один протяженный звук мог стать в исполнении Musica Viva самостоятельным высказыванием, на протяжении своего звучания меняя не только динамику, но и тембровую окраску. Но одновременно при такой тонкой и изысканной фразировке исполнителям присуще хорошее чувство мелодии на более крупном уровне — вплоть до разделов части произведения и всего симфонического цикла. Возможно, это связано и с особой ролью дирижера — далеко не во всех коллективах дирижер во время исполнения находится настолько "внутри" оркестра.
Во втором отделении концерта солистка театра "Геликон-опера" сопрано Юлия Корпачева и аккомпанировавшая ей на фортепиано директор оркестра Марина Бутир представили редко звучащие песни и романсы Осипа Козловского. Ближе всего исполнительнице оказался французский романс "Я покидаю навсегда", который прозвучал выигрышнее всего не только с точки зрения мелодики и фонетики, но и в драматургическом отношении.
Завершила концерт Серенада для струнного оркестра П.И.Чайковского, где оркестр представил свое прочтение музыки русского композитора, исполнив его без принятого надрыва, сдержанно и повествовательно. На бис в том же умиротворенном стиле прозвучала "Элегия" Чайковского.

Последние новости