"ВОДНАЯ ЖИЗНЬ": КУСТО И НЕ СНИЛОСЬ

"Видеосервис". Релиз DVD состоялся в сентябре.
(The Life Aquatic With Steve Zissou, США, 2004, режиссер - Уэс Андерсон, в ролях - Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Кейт Бланшетт, Анжелика Хьюстон, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм).
Кумир нескольких поколений романтиков, всю жизнь мечтавший научиться дышать под водой, пожилой океанограф Стив Зиссу (Билл Мюррей) переживает не лучшие дни: трудности с финансированием проекта, необъективная реакция репортеров, коллега и соратник Эстебан заживо съеден акулой-ягуаром. "Какова же цель убийства столь редкого животного?" (Вопросы, задаваемые на пресс-конференциях, всегда поражают своей неуместностью.) — "Месть", - безапелляционный Зиссу снаряжает проверенный корабль "Белафонте" для новой экспедиции, в погоню за своим - ягуаровым - Моби Диком. В ней будут кровопролитные сражения в нейтральных водах, едва ли не более опасные трагические рифы непонимания и, как первый вдох полной грудью на глубине, красота истины и истина солидарности.
В прокате новый фильм Андерсона принято анонсировать как комедию. Такая аттестация, безусловно, введет в ступор всякого любителя посмеяться. Что может подумать среднестатистический зритель, воспитанный на "нормальном" Мюррее эпохи "Охотников на привидений", представить невозможно, да и не нужно. Между тем, Билл Мюррей - не верьте Джармушу с его новеллой "Делириум" в фильме "Кофе и сигареты" - отнюдь не шифруется от реальности, подвизаясь официантом в мелкой кофейне, а стремительно расширяет свой артистический диапазон; он, кажется, способен теперь сыграть что угодно. "Водная жизнь" — его безусловный бенефис, если угодно, мюрреевский канон. Над бессмысленным бешенством масс-медийных структур актеру уже пришлось в свое время всласть поглумиться в "Трудностях перевода" Софии Копполы. Здесь, в "Водной жизни", Уэс Андерсон также помещает свою, в прямом и переносном смысле, команду в мир развлекательного бизнеса, в ту его нишу, которую плотно оккупировали всевозможные "Клубы кинопутешествий", антологии National Geographic и подводные одиссеи династии Кусто. Географически-океаническая вакханалия отыграна в фильме с большой убедительностью - полярные снежные мангусты, сахарные крабы, флюоресцентные люцианы (не говоря уже о венце мироздания - самой ягуаровой акуле) являют себя на экране, чем-то неуловимо напоминая анимационную фауну митьковской классики "Митьки-Майер". Но Уэс Андерсон не был бы Уэсом Андерсоном, если бы по своему обыкновению не добавил в свой фейерверк толику горечи: история его в большей степени не о тварях морских, но о тварях человеческих, нелепых в своей беспомощности, трогательных в своих устремлениях. Об этом же (с некоторой долей истерики) говорилось и в предыдущей его ленте, культовых для узкого круга "Королевских Тененбаумах" (2001), прототипы которых следует искать не то в мутировавших представителях еврейской диаспоры Вуди Аллена, не то в чудом сохранившихся в современных условиях сэлинджеровских вундеркиндах Глассах. Центральные персонажи, стоящие во главе фресок Андерсона, и Джин Хэкман в роли "спасающего свою семью с палубы тонущего авианосца" Ройала Тененбаума, и Билл Мюррей в роли Стива Зиссу - в первую очередь, люди, преследующие ясную и высокую цель. Уже одно это выводит действительно забавнейшие человеческие комедии Андерсона за рамки всех комедийных шаблонов.
Избегающий лобового морализаторства, Уэс Андерсон успешно заменяет его волшебством, по сути создавая свой новый жанр. Он снова (как в "Тененбаумах") придает картине декоративную форму старинного романа, разбивая ее на главы; вновь сопровождает кульминационные сцены единственно возможным здесь саундтреком - лейтмотивом "Водной жизни" являются песни Дэвида Боуи, ради чистоты восприятия переведенные на португальский. И, конечно же, впечатляет необходимый для густонаселенной атмосферы сложных межличностных отношений сильный актерский состав: и перекочевавшие в "Водную жизнь" из предыдущего фильма режиссера Оуэн Уилсон и Анжелика Хьюстон, и новые для Андерсона герои Дефо и Голдблюма, не говоря уже про не в меру одаренную Кейт Бланшетт, как в витраже, сверкают на своем месте, каждый играючи дополняет друг друга. И в том, что едва ли не весь звездный цвет Голливуда уже не в первый раз с легкостью включается в заведомо личностный, суверенный мир игрового кино Уэса Андерсона, заключено удивительное и благородное безумие.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости