"НАВАЖДЕНИЕ": ПОСЛЕ ЖИЗНИ
Два года назад Кэт (Ширли Хендерсон) потеряла старшую сестру Энни (Натали Хендерсон): та бесследно исчезла во время прогулки, полиция не нашла никаких доказательств того, что Энни мертва, но и доказательств жизни тоже не обнаружилось. Кроме пленки, записанной на камеру слежения в одной из мрачных каменных лабиринтов их городка. Кэт выкрадывает пленку у полиции и путем бесконечной перемотки пытается восстановиться события того дня. На пленке ничего особенно — девушка вроде бы подвернула ногу, вот и все, но камера на другом конце переулка не записала ровным счетом ничего. Кэт все больше и больше погружается в мысли о сестре и любыми путями ищет воссоединения с ней. Ее постоянно мерещится вода и лед, а иногда — река; на другой стороне реки отчетливо виден силуэт девушки, возможно, это и есть ее сестра. Но чтобы оказаться на той стороне, героине придется договориться с угрюмым перевозчиком — Хароном, переправляющим души умерших в царство мертвых. Но ведь Кэт еще жива?
"Наваждение", снятое в инфернальных темно-синих и серых тонах (отдельные кадры выглядят как произведения искусства), усердно размывает границы между реальностью, и тем, что происходит в голове у Кэт. Чем фильм пробирает насквозь, так это атмосферой глухого, беспросветного отчаяния. Ширли Хендерсон в роли страдающей не только паранойей, но и, похоже, алкоголизмом Кэт, похожа на всех страдающих героинь Ларса фон Триера вместе взятых ("Наваждение" - совместный проект фонтриеровской компании Zentropa и английской компании); такая же по-детски беззащитная, хрупкая и элегантно-дерганая. Ее воспоминания — камень на шее самоубийцы, что тянет ко дну, не дает всплыть, а вверху толстый слой льда, сколько ни бейся — не проломишь. Концентрированная горечь серной кислотой прожигает каждый кадр, каждый квадратный сантиметр пленки и оставляет послевкусие, должно быть, формальдегида. Режиссер Джульет Маккоэн неравнодушна к символам; особенно жутковато выглядят камеры видеонаблюдения - этакое всевидящее око и в то же время огонь, на который, как мотыльки, слетаются по очереди герои фильма. Как будто, заглядывая в бесстрастное механическое око, можно проникнуть в другой мир - или это способ увидеть мертвых? Не случайно ведь в "шуме" на полицейской пленке Кэт видится лицо исчезнувшей сестры. Автор "Наваждения" задает множество вопросов, не давая при этом ни одного ответа. Получилось что-то вроде высокохудожественной медитации на тему потери. Смерть — очень определенная категория бытия, гораздо более определенная, чем исчезновение. Не зная, что на самом деле произошло с ее сестрой, Кэт обречена снова и снова воскрешать ее в своих мыслях и визионерских видениях на берегу Реки мертвых. И вот уже волны шумят все зазывнее, перевозчик согласен на предложенную цену, осталось сделать только шаг. "Наваждение", собственно, о том, что настоящий уход всегда необъявленный и что смерть — это на деле отсутствие, которое длится и длится, пока совсем не придавит тебя.
Катерина Нежельская, InterMedia