"СТОЛКНОВЕНИЕ": ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Ночной и очень мрачный Лос-Анджелес. Перед тем как обнаружить в кювете труп молодого паренька, пара детективов, состоящих в интимной связи - афроамериканец Уотерс и латиноамериканка Риа, - попадают в аварию, к счастью, серьезно не пострадав. Уотерс смотрит на погибшего, погружается в невеселые мысли; на экране появляется надпись "yesterday". Вчерашний день. Двое молодых чернокожих шалопаев ведут бесконечные споры о расизме; завидя респектабельную белую пару (Баллок и Фрэзер), молодцы тычут им в лица пушки и угоняют их шикарный автомобиль. Спустя время похожую тачку останавливает полицейский патруль. Опытный белокожий коп Райан (Диллон), пользуясь властью, издевается над владельцем и его пьяной женой. Никто, а тем более его напарник-стажер, не сомневается, что этот произвол происходит только оттого, что его жертвы — черные. Тем временем перс-эмигрант с ярко выраженной паранойей приобретает в магазине пистолет, а веселые шалопаи-угонщики сбивают на пустынной дороге китайца. И так весь мир вертится. И дураку ясно, что череда событий рано или поздно окончательно закрючкуется и приведет к трагедии. Так и происходит.
Сценарист Пол Хаггис, известный прежде всего как автор сценария оскароносной "Малышки на миллион", дебютировал в большом кино "Столкновением", где попытался рассказать о расовой нетерпимости в многоликом мегаполисе и ее последствиях. Метод, по которому развивается действие, еще в 90-х был удачно использован сценаристом Константином Мурзенко, соединявшим сюжетные линии своих разношерстных героев в не менее пестрые мозаики отношений. Однако вся эта виртуозная продуманность, многоплановость характеров и поступков к середине фильма теряет накал и скатывается к обычной мелодраме, моментами неприлично сентиментальной. Четко понимаешь, в каком месте у тебя усиленно выжимают ту или иную эмоцию. Тот же прием менее успешно был применен Хаггисом в "Малышке на миллион". В этом случае не грех обратить внимание на то, что из всех многочисленных персонажей фильма жертвой становится самый безобидный житель Города ангелов, а куда менее симпатичные, но успешные герои в итоге промурлыкают в телефонную трубку заветное "ай лав ю".
Что касается расовых проблем, то в "Столкновении" активно взаимодействуют белые, негры, мексиканцы, персы, китайцы, и все они граждане США. Правда, ближе к финалу на экране появляются выходцы из Таиланда, но почетная участь называть звездно-полосатый флаг своим у них еще впереди. Здесь нет хороших и плохих, и, кажется, именно эта мысль становится в этом фильме главной. Подобная позиция всегда дает повод говорить о картине с точки зрения реализма и хвалить ее за то же. Впрочем, дело не ограничивается межрасовыми конфликтами; более того, фрагментарно эти столкновения вызывают смех — ведь без смешного нет подлинной жизни. Намного более острым кажется другой вопрос, не менее актуальный и в современной России. Речь идет о том, кем всегда ощущает себя эмигрант и кем его считают другие. И здесь не случайно прослеживаются параллели с "Грязными прелестями" Стивена Фрирза. Впрочем, изображать сложные переплетения человеческих судеб давно считается беспроигрышным вариантом в современной американской драме. Достаточно вспомнить Клинта Иствуда с "Таинственной рекой" и той же "Малышкой" или Алехандро Гонсалеса с картиной "21 грамм" - фильмы, где сильный актерский состав в той или иной степени перекрывал сценарные и режиссерские недостатки. Актерские работы в "Столкновении" - один из главных плюсов фильма. Идти в кино стоит хотя бы из-за одного Мэтта Диллона, словно вынырнувшего из небытия и сыгравшего с самоубийственной точностью одну из лучших ролей в своей карьере.
Анастасия Белокурова, InterMedia