"КОНТАКТ": КОСМОС КАК МЕТАФОРА
В то время как ватага ребятишек самозабвенно играет в футбол, парень Егор просиживает штаны на скамейке. Только встретив девочку Анжелу, странный юноша выходит из ступора; первая любовь заставляет его посмотреть на мир другими глазами. Мир отвечает ему тем же: благодаря новому чувству у Егора проявляются паранормальные способности. Одинокая мама пытается удержать сына от увлечения девочкой. Как-то раз она рассказывает парню о том, что его отец — инопланетянин. Егор верит и начинает ждать от неба вестей. Не сомневайтесь, они придут.
То, что могло стать историей первой любви или классическим треугольником "он — она — мать", с заведомо странной целью оказалось круто замешано на эзотерических идеях самого наивного толка. Непонятные с точки зрения логики пассажи об иных мирах, присылающих земным девушкам сияющих принцев, вызывают стойкое недоумение патологически серьезным подходом к теме. Понятно, что никто и не ждал от картины прямолинейных гэгов а-ля "Моя мачеха - инопланетянка" и прочих подобных ей лент. Во всем виноват пресс-релиз фильма, чтение которого сразу вызвало в памяти пришельцев с Марса из фильма Тима Бертона "Марс атакует"; эти зеленые ребята сжигали глупых землян, монотонно приговаривая "Не убегайте, никакой опасности нет!" Похожее противоречие таится и здесь. Перечисление через запятую имен Коэльо, Кастанеды, Пелевина и группы "Аквариум" (потребителям этой субкультуры предназначается данный опус), утверждение о том, что фильм должен стать культовым, и главное — то, что это первая в России картина, снятая по законам космоса (???), - изначально предполагали излишнюю претенциозность. Закономерно, что подобная реклама сыграет с любой лентой дурную шутку. Не будь всего этого, "Контакт" можно было рассматривать как милый любительский фильм, снятый очень молодым человеком, который переосмыслил сто дней после детства своего лирического героя именно таким, весьма нетрадиционным образом. Или, например, было бы логично предположить, что заваруха с прекрасным инопланетным мужчиной оказалась фантазией нервной, курящей то сигаретку, то кальян одинокой, брошенной женщины. Было бы объяснимо, если бы действие ленты развивалось, как в грустном-прегрустном рассказе Клайва Баркера "Кожа отцов", в котором нежный монстр вошел в контакт с земной женщиной, от этого союза родился не менее нежный и необычный сын, а люди, как говорится, не уловили прикола и устроили бучу. Вместо этого мы имеем невнятный сюжет, смутные подростковые искания, поэтические, очень красивые спецэффекты и массу вопросов, главные из которых - "что это было?" и "зачем это снято?". После показа режиссер фильма Андрей Новоселов тихо признался, что инопланетянин — это метафора. Правда, не уточнил, чего.
Анастасия Белокурова, InterMedia