АЛЕКСАНДР ШУЛЬГИН - "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ"
Творчество поэта и композитора Александра Шульгина в особом представлении не нуждается. Однако даже для тех, кто хорошо знаком с его прежними работами, дебютный авторский альбом "Представление" стал полной неожиданностью и откровением. Сразу скажу, что писать об этой работе, руководствуясь сложившимися представлениями о музыкальной продукции, просто невозможно. Авторы ряда публикаций, не обременяя себя хоть какими-то аргументами, уже назвали релиз и новаторским, и революционным. Насколько эти характеристики отвечают представленному материалу? Начнем с новаторства. Действительно, Шульгин первым в России освоил новый дуальный формат DVD Audio (SACD), обеспечивающий многоканальное звучание высочайшего класса. Нет смысла описывать словами глубину, прозрачность и панорамность звучания — это надо слушать. Помимо музыки, альбом содержит целый ряд графических образов, динамический подстрочник стихов, слайд-шоу, меню и прочие сервисы, выводимые на экран монитора. Еще одной инновацией стал сам релиз альбома: DVD Audio, выпущенный для отечественного рынка, наряду с обычными CD и MC имел синхронную презентацию в интернете. Мировой дистрибьюцией "Представления" занимается американская компания Orchard, являющаяся лидером в этом сегменте рынка.
Однако новые технические и коммуникативные возможности - для композитора лишь средство донесения до слушателей его творческих идей. Работа Шульгина представляет собой достаточно сложную музыкально-поэтическую форму. Все 15 треков связаны внутренней драматургией и единым творческим замыслом, раскрывающим вечную тему борьбы добра со злом, света с темнотой. Главным героем, безусловно, является сам автор, которого окружают певица и балерина, олицетворяющие в том числе и мир шоу-бизнеса, в котором есть место и гламурной мертвечине, и гениям, и завистникам. Содержание альбома достаточно разнообразно: эпос соседствует с городским романсом, психоделика - c мелодекламацией, но в итоге все воспринимается достаточно органично. В композициях практически не используются ударные инструменты и вообще нет лишних нот. Ощущение такое, что Шульгин призывает уйти от окружающего интершума и прислушаться к собственной душе. Музыкальный стиль проекта можно охарактеризовать как лирический гитарный полифонический минимализм. Уже первая инструментально-вокальная композиция "Искоростень" задает высокую планку: изысканное гитарное арпеджио и великолепная мелодия буквально чаруют слушателя. Не менее сильное впечатление оказывают еще две инструментальные композиции: "Закат" и "Рассвет", объединенные общим заголовком "Солнцеворот". Остроту ощущения подкрепляют два слайд-шоу, смонтированные из авторских фотографий. Другие композиции — это синтез музыки и стихов. Здесь мелодизм Шульгина строится на ощущениях где-то очень личных, где-то философских, где-то полных сарказма. Резонный вопрос: есть ли на альбоме хиты, те самые, которые будут звучать на радио и инициировать продажи дисков? Да, есть. Это прежде всего "С добрым утром", "Небо над Питером", "Крыльями белыми". Другое дело, что эти хиты, в доминирующей на рынке терминологии, явно неформатные - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как часто бывает в подобных случаях, альбом может ждать судьба, которую описывает сам автор в одной из песен: "Запихнут его на полку пыльную эти шариковы да тузиковы". Восприятие "Представления" требует определенной концентрации, за что обогащает слух запоминающимися музыкальными фразами. Шульгин выступил в этой пластинке не только как поэт и композитор, аранжировщик, инструменталист, но даже как вокалист. В работе над проектом ему помогали певицы Елена Никитаева и Лека (Алевтина Егорова, участница группы FM), саксофонистка Елена Шеремет, гитаристы Игорь Жирнов и Дмитрий Рогозин. "Представление" - это своеобразная загадка. В авторской мелодекламации трека "Реквием" ставится вопрос: "Кем я являюсь для Вас? Может, снегом, может, солнцем, может, белым, может, черным, может, Вашей пустотой". Новый альбом Шульгина не подводит итогов сделанного, скорее он показывает вектор движения, представляя начало новой постпопсовой эпохи.
Александр Тихонов, InterMedia