"СТЕЙНВЕЙ" ТЕАТРАЛЬНОГО ЗАЛА ПОКОЛОТИЛИ И ОБЩИПАЛИ

III Российско-норвежский джазовый фестиваль прошел в Театральном зале ММДМ 21-22 октября. В первый день фестиваля выступили норвежский гитарист Одд-Арне Якобсон, российский квартет Алексея Кузнецова и норвежский ансамбль "Три О'Транг", во второй — Алексей Колосов и группа "Аура" и норвежская певица Карин Крог, импровизировавшая в сопровождении трио своих соотечественников. На разогрев маститых музыкантов вышли юные российские дарования: в первый день — пианистка Настя Нестерова (фонд "Новые имена"), во второй — ансамбль скрипачей ДМШ им. Йозефа Гайдна. Регтайм и популярный рок-н-ролл "Blue Suede Shoes" в бодром академическом исполнении Насти Нестеровой прозвучали весьма кстати - ожидающая с полчаса начала концерта публика уже начала скучать. Затем на сцене появился квартет гитариста Алексея Кузнецова в составе: Алексей Кузнецов, Алексей Подымкин (фортепиано), Игорь Кондур (контрабас) и Евгений Рябой (ударные). Вероятно, потому, что ансамбль был создан сосем недавно, бэндлидер Алексей Кузнецов заметно доминировал в коллективе, полностью контролируя музыкантов и лишь изредка поручая им соло. Особенно он опекал Алексея Подымкина, жестами и знаками показывая ему, где начать импровизацию, когда ее завершить. Сыграв балладу, композицию в стиле latino и рок-н-ролл, участники квартета предоставили сцену Одду-Арне Якобсону — по словам ведущего, "единственному норвежцу, который выступал со своими композициями сольно в "Карнеги-холле"". Затем к Якобсону присоединился Алексей Кузнецов: два маститых музыканта встретились не впервые - в 90-е годы у них уже был опыт совместных выступлений. На этот раз они сыграли дуэтом несколько композиций, построенных на норвежских и ирландских старинных мелодиях. Правда, импровизировал большей частью Якобсон, Кузнецов же внимательно следовал тому, что было написано в нотах. Под конец первого отделения к гитаристам присоединились остальные участники квартета Кузнецова, продемонстрировав, что, несмотря на разную манеру игры, российские и норвежские джазмены могут играть создать единый ансамбль. В заключении первого дня Российско-норвежского джазового форума выступили "игристые" (по словам ведущего) юноши "Три О’Транг" — саксофонист Торбен Снеккестад, нещадно щипавший струны "Стейнвея" пианист Хельге Льен и колоритный тубист Ларс Андреас Хауг, нежно обнимавший тубу, которая отвечала ему взаимностью в технически сложных пассажах. Оригинальными были и разноплановые композиции ансамбля, в которых этнические напевы звучали на фоне пышных джазовых гармоний, а порой и индустриальных ритмов, звукоизобразительные эффекты сочетались с кантиленой. Впрочем, если музыкальный натурализм, воспроизводивший то атмосферу курятника, то места поинтимнее, временами вызывал у слушателей улыбку, то техника молодых музыкантов удостаивалась бурных аплодисментов.
Второй день открыло выступление ансамбля скрипачей ДМШ им. Гайдна, в академической манере исполнившего "Колыбельную Клары" из оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина. Инициатор Российско-норвежского джазового фестиваля — гитарист Алексей Колосов — открыл выступление первым своим блюзом "Блюз в 23.05", в названии которого музыкант увековечил время начала своей джазовой программы на радиостанции "Юность". Затем последовали похожие композиции с "юмористическими" названиями - "Блюз рыжего Тишки", "Безалкогольный блюз", "Никто, кроме тебя", "Арбат-буги" и т.д. Возможно, по причине неудачно отстроенного звука, одновременно игравший и на рояле, и на клавишных Владимир Иванов, желая быть услышанным, во время своих соло нещадно колотил клавиши "Стейнвея". Совсем "прохладно" вел себя саксофонист. Пока гитарист, клавишник, басист Геннадий Мещеркин и барабанщик Михаил Кудряшов играли квадраты и по очереди проводили степенные соло с русифицированными синкопами, саксофонист отдыхал в сторонке. После исполнения второй композиции слушатели узнали от Алексея Колосова, что стойкий нордический саксофонист оказался сицилийцем Фабио Константино. Традиционные хлопки после сольных импровизаций в зале не раздавались. Завершало фестиваль выступление джазовой леди Карин Крог, которая пела под аккомпанемент "сборной команды норвежского джаза", где объединились представители трех основных географических областей северной страны и трех поколений норвежского джаза. Несмотря на то, что мировая известность пришла к Карин Крог в 1964 году, выглядит эта высокая стройная женщина великолепно — этакая обаятельная бизнес-леди в строгом черном вечернем костюме. Несмотря на то, что звук значительно улучшился, дива испытующе поглядывала на звукорежиссера и делала ему условные знаки, маскируя их за ненавязчивыми подтанцовками. В большинстве прозвучавших композиций, среди которых "High Fly", "You Loved Me One" и др., солировал пианист. Барабанщику дали высказаться в инструментальной "Piece of Bolivia", но главным деликатесом стало соло контрабасиста, продемонстрировавшего свое высокое мастерство в композиции из репертуара Билли Холидей, которую он исполнил дуэтом с Карин Крог. В популярном стандарте "Караван" роялю Театрального зала опять не повезло — либо норвежским джазменам не хватало клавиш, либо они пытались имитировать звучание кантеле и посему активно пощипывали струны.
Рассуждая об особенностях норвежского джаза, ведущий концерта привел слова Джорджа Рассела: "Эти норвежцы подбрасывают камень вверх, и у них хватает терпения, чтоб дождаться, когда этот камень упадет". Эти слова хорошо характеризуют самый северный джаз Европы. Тем не менее гости с их "прохладной" манерой и чувственной палитрой все равно оказались более темпераментны, нежели принимавшие участие в фестивале русские джазмены. Интерес и симпатии публики снискали все три совершенно разных представителя норвежского джаза - бесшабашные импровизаторы "Три О’Транг", джазовый скальд Одд-Арне Якобсен и обаятельная Карин Крог.
Наталья Светлакова, Мария Зуева. InterMedia

Последние новости