"ЕГОР И ОПИ…ЕВШИЕ" - "ПРЫГ-СКОК"

"Мистерия звука". Релиз диска состоялся в сентябре.
Вот и первая ласточка затеянного "Мистерией" масштабного переиздания, в рамках которого новую жизнь получат многочисленные альбомы "Гражданской обороны" и прочих проектов Егора Летова. И со вступительным актом лейбл не промахнулся — переиздание бэк-каталога началось с альбома 1990 года "Прыг-скок". Очень многие считали и считают эту пластинку лучшей в дискографии "Гражданской обороны", опуская за незначительностью тот исторический факт, что диск был записан под маркой другого проекта. Егор как раз распустил "Гражданку" и нарек свою новую группу таким именем, что обрубил всякую возможность соприкосновения с официальным искусством. Помимо Летова, "опи…евшими" стали Джо Жевтун и Константин "Кузя Уо" Рябинов. С маленькой помощью своих друзей они сотворили не альбом, а трагический безысходный приговор времени, стране, самим себе. "Травился звуком, давился дождем" - этими строками Егора как-то буднично описывается физическая невозможность существования. До сих пор "Прыг-скок" не получается слушать без комка в горле, хотя, казалось бы, помнишь его наизусть — до буквы, до мельчайших летовских интонационных переходов. Юродивая, замешанная на фолке, "Про дурачка" сменяется классическими уже образцами сибирского панка - "Песенкой о святости, мыше и камыше" ("ушами не услышать, мозгами не понять") и "Отряд не заметил потери бойца". И так вот все это и чередуется — песни "на разрыв аорты" ("Маленький принц возвращался домой", "Иваново детство") с трагическими стихами ("Ночь", "Когда я умер") и мелодичными и на первый взгляд "легкими" произведениями, на поверку оказывающимися самыми жуткими ("Про Мишутку"). А заканчивается все абсолютно суицидальной заглавной песней, которую Егор задумывал многочасовым хэппенингом, но для записи сократил до десяти минут. Очень длинных для слушателя минут.
Но что тут долго рассказывать — кто знает этот альбом, и так помнит все эти летовские прыжки из огня да в полымя, благо привычное звучание в переиздании осталось практически нетронутым. А кто не знает, сейчас самое время познакомиться — вряд ли "Прыг-скок" произведет меньшее впечатление на "новообращенных". Кстати, и переслушать полезно — у меня, например, в текстах Летова сами собой завелись знакомцы, и я по-новому услышал стихотворную фразу "Женя Колесов (глава независимой фирмы "Хор", выпускавшей альбомы "Гр.Об." раньше. — Прим. ред.) перебрался в Москву". Не менее интересным будет и изучение буклета: там Егор рассказывает о КАЖДОЙ песне альбома, причем, вопреки слухам о его старательном саморазрушении, он во всех подробностях помнит не только обстоятельства их записи, но и историю любой композиции от замысла до воплощения. Эти сведения помогут по-новому взглянуть на давно известные произведения и, может быть, ответят на какие-то вопросы, возникавшие при давних прослушиваниях. Кроме того, подобным составлением переизданного "Прыг-скока" "Мистерия звука" устанавливает планку на семиметровой высоте. Если и остальные диски бэк-каталога будут оформлены с такой же скрупулезностью, то внимательный коллекционер вместе с полной коллекцией музыки Егора Летова получит обстоятельнейший гид по его запутанному творческому пути. Посмотрим, удержится ли издатель на этой рекордной высоте.
Кстати говоря, достойным уважения напоминанием о классической работе Егора лейбл не ограничился. Привычный трек-лист "Прыг-скока" дополнен одиннадцатью (!) бонусами — песни для него взяты с неизданного альбома "200 лет одиночества", в основном это альтернативные версии летовских композиций. Естественно, они заметно уступают в известности "Мишутке" и "Маленькому принцу" и, возможно, даже где-то понижают слушателю градус торжественности, присущей встрече с переизданием гениального альбома. Однако они, несомненно, делают более цельной картину мира, которую рисовал Егор Летов в своих песнях в начале 90-х годов прошлого века. Наверно, бонусы просто нужно слушать отдельно — и они вам тоже откроются.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости