"АРИЯ" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО РОКА" (2 CD)
Одновременно с двойным сборником "Кино" (см. МУЗЫКА от 11.10.05) вышла и "арийская" энциклопедия. Это далеко не первое переиздание лучших песен группы "Ария", но на рынке она лишней не будет. Проверено на себе: первое ощущение — ну сколько можно мусолить это славное прошлое? Тем не менее удержаться от прослушивания не удалось. А потом еще раз не удалось. А потом еще. И так далее. В сухом остатке — масса удовольствия, каких-то воспоминаний и укрепившаяся убежденность в легендарности первой советской хард-роковой группы. За 20 лет "Ария" обогатила отечественную рок-музыку внушительным количеством мощных хитов, так что компиляция из двух дисков не кажется затянутой. У фанатов, естественно, останутся вопросы к компиляторам — почему, например, нет "Баллады о древнерусском воине" и программной "Здесь куют металл"? Или зачем здесь столько песен с сомнительной легендарности пластинок "Генератор зла" и "Ночь короче дня"? Однако подобные претензии сопутствуют любому изданию "Greatest Hits" - тут никогда нельзя угодить всем. Остается лишь довериться вкусу составителей, которые купили смежные права у правообладателей и вольны были составлять трек-лист на собственное усмотрение. Насколько они оказались правы, покажут продажи диска. По моим ощущениям, тиражи должны быть неплохими.
В отличие от двойника "Кино", "арийский" сборник не придерживается строгой хронологии. Такой подход представляется вполне оправданным. Если у Цоя даже по музыке легко проследить поступательное движение от ленинградского шалопая до национального кумира, то "арийский" путь получился более извилистым. Старт был сокрушительным — напомним, что в 1985 году из-за "железного занавеса" heavy metal проникал в Советский Союз с огромным трудом, и группа, замутившая что-то тяжелое и проклепанное по эту сторону занавеса, не могла не стать сенсацией. Поэтому первые три альбома "Арии" — "Мания величия", "С кем ты?" и "Герой асфальта" - теперь считаются неоспоримой классикой: никто бы не удивился компиляции, составленной исключительно из треков с этих пластинок. Потом был еще один удачный диск "Игра с огнем" и менее удачный "Кровь за кровь", после чего героический настрой доморощенных металлистов вступил в неразрешимое противоречие с непонятным временем стихийного зарождения капитализма и тягой новых нэпманов к более примитивным музыкальным звукам. Титаническое возрождение "Арии", сумевшей вернуть и статус, и поклонников, можно было проиллюстрировать песнями с альбомов "Ночь короче дня" и "Генератор зла". Однако, как ни крути, общенациональным достоянием хиты с этих пластинок не стали, поэтому хронологически точный трек-лист грозил некоторыми "провисами" в середине и в конце. А увидевшая в итоге свет компиляция составлена по принципу юбилейного концерта: "Тореро", "Воля и разум" и "Встань, страх преодолей" в начале, "Бой продолжается" и "Улица роз" - ближе к концу. Не хватает только сильной финальной песни — ну так это и не концерт. Зато альбомы можно слушать подряд, то уносясь душою в ностальгические воспоминания, то радуясь выдержанному хард-року более поздних песен "Арии". Спорные с точки зрения хитовости треки тоже оказываются весьма кстати — можно передохнуть. Жаль только, текстов в буклете нет — некоторые "арийские" строчки я с 1986 года не могу разобрать.
Тему последнего драматического раскола "Арии" издатели тактично обошли — песни, записанные после 2001 года, в пластинки не попали. От этого продукт выглядит более цельным: слушатель избавлен от искушения в сотый раз сравнивать классический голос "Арии" с данными теперешнего вокалиста Артура Беркута. "Это наш субъективный взгляд на историю группы, - объясняет автор компиляции Руслан Орлов. — Репертуар последнего альбома остался за рамками сборника, потому что я считаю, что все лучшие песни "Арии" спел Кипелов". Остается только подписаться под этими словами.
Алексей Мажаев, InterMedia