"ОКЕАН ЭЛЬЗЫ" - "GLORIA"
Что бы там ни говорили о любви и дружбе между народами бывшего СССР, но, если об их политических и общественных событиях мы осведомлены вполне, то с культурными реалиями сталкиваемся все реже и реже. Вот когда вы последний раз видели в эфире общедоступных телеканалов клипы "Воплей Видоплясова", "Ляписа Трубецкого", "Океана Эльзы", Brainstorm, не говоря уже о каких-то новых группах и артистах ближнего зарубежья? Чтобы стать своим в джунглях российского шоу-бизнеса, надо быть, вероятно, Серегой: дать себя поглотить с потрохами и перейти на русский. И как бы ни ругали "Наше радио", лишь оно еще в полной мере считает всех этих артистов "нашими" и представляет им эфир наравне доморощенными коллективами. Правда, есть еще концертные площадки, да и пластинки бывших соотечественников сюда добираются, к счастью, довольно оперативно. Вот и "Gloria" не заставила себя ждать слишком долго.
Только силами одной обложки "Океан Эльзы" смог передать все пертурбации, творившиеся с группой в последнее время. На одной фотографии — опустевшая сцена: только инструменты без музыкантов, на другой — силуэты этих самых музыкантов без лиц. Возможно, таким образом Святослав Вакарчук застраховал себя от претензий к потенциальным дальнейшим переменам в составе группы? Судя по переменам в звучании, созданном силами этих самых силуэтов, ориентиром для обновленного "ОЭ" стала группа Pink Floyd с их объемным космическим звуком. И это объяснимо: большинство групп из бывших союзных республик сегодня работает не на московскую аудиторию, а старается равняться на западные образцы. Частично с коммерческой точки зрения, частично из чувства протеста, частично из эстетических соображений — но их можно понять. А нам в таком случае становится их понять все как-то сложнее. Музыка безупречно красивая и в полном соответствии с названием — небесно прозрачная и возвышенная. Тут как-то органично "спелись" струнный квартет с аккордеоном, а Киевский филармонический оркестр — с челестой.
Как и любую нерусскоязычную группу, "Океан Эльзы" трудно оценивать объективно: музыка вот она, а о чем поют — без переводчика не разберешь. Если в разговорном варианте украинская мова (да простят меня ее носители) для русскоязычных граждан кажется пародией на их родной язык, то в исполнении Вакарчука, помноженном на его же музыку, - завораживает и интригует. О чем же он так красиво поет? Хочется прямо воскликнуть вслед за Маяковским: "Я украинский бы выучил только за то, что на нем поет Вакарчук!" Особенно интересовал меня главный хит с "Gloria" - "Без бою", тем более что некоторые отечественные СМИ поспешили заявить, что это об "оранжевой революции". Оказалось, что все-таки о любви: кто ж будет так проникновенно о политике петь? Разве что Газманов или Расторгуев… И вообще приятно, что политическая активность г-на Вакарчука осталась в стороне от его музыкального творчества (небольшое исключение — "Ти i я", да и она скорее о жизни, чем о политике). Текст "Без бою" оказался действительно красивым: даже в русском подстрочнике это видно. Эх, если бы музыканты (или издатели) догадались бы наконец выпускать диски "Океана" в России с переводами в буклете, то, как знать, и у нас бы тираж за неделю раскупился.
Екатерина Алексеева, InterMedia