ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЕДАЛИ СВОИ ИСТОРИИ О "ЛЮБВИ И ЖИЗНИ ПОЭТА"

Фестиваль музыки Леонида Десятникова "Любовь и жизнь поэта" проходил в Москве и Санкт-Петербурге с 3 октября и завершился 30 октября на сцене Большого театра оперой "Дети Розенталя". В программу форума вошли не только музыкальные программы, в которых звучали академические сочинения композитора, но и драматические спектакли, ретрансляция фильмов с киномузыкой Десятникова, творческие вечера. Артем Варгафтик во время прямой трансляции концерта в Пятой студии на Малой Никитской сказал, что перечень сочинений Десятникова невелик, но среди них нет ни одного проходного, все они индивидуальны и ценны. Слушателям представилась уникальная возможность в течение месяца сравнить различные интерпретации произведений, а иногда одного и того же сочинения — в оригинале и в переложении. Помимо этого, публика смогла услышать игру самого автора и его комментарии к своему творчеству.
Московская программа фестиваля открылась 8 октября в БЗК выступлением Гидона Кремера и камерного оркестра "Кремерата Балтика". Три из звучавших в концерте "Современники и классики" произведения были приурочены к юбилеям композиторов — Леонида Десятникова (50 лет), Дмитрия Шостаковича (100 лет), Гии Канчели (70 лет), - и одно стало российской премьерой "Dialogues On "Stabat Mater" Дж.Б.Перголези" Леры Ауэрбах. Гидон Кремер открыл концерт сочинением Десятникова "Как старый шарманщик", написанным специально для скрипача к 200-летнему юбилею Франца Шуберта. Кремер сыграл пьесу не только как музыкант, но и как актер — звуки обрели самостоятельность и вступили в разговор друг с другом. Инструмент зазвучал совершенно не свойственными скрипке тембрами — скрипел, как у выступающих в электричках "скрипунов", парил на бесплотных флажолетах — скрипка то лукаво оборачивалась неверной флейтой, то мерцала пиццикато.
Это же сочинение звучало в московской программе фестиваля еще два раза, но уже не в версии для скрипки и камерного оркестра, а в оригинале — для скрипки и фортепиано. Впрочем, художественный руководитель фестиваля, пианист Алексей Гориболь, который исполнял "Шарманщика" вместе со скрипачом Назаром Кожухарем, добивался максимально возможного для рояля оркестрового звучания. Что касается скрипки, то ее монолог более убедительно прозвучал на концерте 12 октября в Пятой студии на Малой Никитской, нежели 9 октября в Еврейском культурном центре (ЕКЦ). В этих же концертах — в ЕКЦ и в Пятой студии — дважды в программе фестиваля прозвучал другой камерный ансамбль — "Вариации на обретение жилища" для фортепиано и виолончели, исполненный Алексеем Гориболем и Борисом Андриановым. И здесь та же история — в первой интерпретации соло было ничуть не менее убедительно и прочувствовано, но на Малой Никитской виолончель звучала несколько динамичнее и эмоциональнее. Пианистка Полина Осетинская сыграла несколько пьес из сюиты "Отзвуки театра" и "Концертный вальс в честь Диккенса" из музыки к спектаклю "Сверчок на печи" в Еврейском культурном центре и в Центральном Доме литераторов (ЦДЛ). В более просторном зале ЦДЛ миниатюры были преподнесены так же проникновенно и драматургически продуманно, но звучали более свободно в удачно найденной меланхолично-импровизационной манере.
В этих же двух концертах (ЕКЦ, ЦДЛ) были исполнены пьесы "Смерть Авессалома" и "Танго" из музыки к фильму "Закат" Александра Зельдовича, в первый раз — дуэтом Назара Кожухаря и Алексея Гориболя, во второй — Владиславом Песиным и Алексеем Гориболем. В интерпретации молодого музыканта Владислава Песина монолог скрипки звучал гораздо сдержаннее, холоднее, с большим достоинством и при этом драматичнее, нежели у Назара Кожухаря.
Сам композитор в течение фестиваля дважды садился за рояль — в двух концертах на Большой (в ЕКЦ) и Малой Никитской. В первый раз это стало эффектным завершением творческого вечера пьесой в четыре руки "Тоска по Родине", исполненной вместе с Алексеем Гориболем, где автор играл в нижнем регистре. Во второй раз — в Пятой студии — в исполнении того же дуэта звучало сочинение для двух фортепиано "В сторону Лебедя". Чувствовалась, что музыканты работают совместно не первый год — их исполнение отличалось очень хорошим ансамблем и в тембровом, и в динамическом отношении, и с точки зрения эмоциональной составляющей. Вторым хорошим дуэтом, где собеседники слушают и не перебивают друг друга, стал в пьесе "В сторону Лебедя" дуэт Камиля Сен-Санса и Леонида Десятникова. Мысль нашего современника следует за размышлением французского композитора, не перебивая его, но, невзирая на легко узнаваемые интонационные ячейки Сен-Сансовского "Лебедя", "Лебедь" Десятникова имеет свой характер и является самостоятельным произведением. Сам композитор, комментируя свои творения, назвал их "критикой другого сочинения, но музыкальными средствами".

Последние новости