"ШПИЛЬКИ" - "АЛЬБОМ ПЕРВЫЙ"
А я все чаще замечаю, что спираль развития отечественной поп-рок-музыки сделала виток и зависла примерно над восьмидесятыми — началом девяностых. "Мое поколение молчит по углам, мое поколение не смеет петь", - пел Константин Кинчев. Будто про наш 2005-й. "Нищие молятся, молятся на то, что их нищета гарантирована", - нудел Вячеслав Бутусов, как бы предвидя закон о монетизации льгот и реформу ЖКХ. "На папиных "Волгах" мальчики-мажоры!" - хрипел Юрий Шевчук, который сегодня кажется несколько старомодным: какие "Волги", дядя? Что, "Брабусы" с "Ламборджини Дьябло" в размер не легли? Это что касается социального рока, который, по моим прогнозам, вскоре станет одним из самых востребованных жанров. Но с другой стороны, возвращается и "кооперативный попс". Если вы скучаете по группе "Комбинация", не обязательно покупать билет на один из многочисленных ретро-фестивалей: достаточно послушать "Альбом первый" группы "Шпильки" - сходство будет еще более пугающим, чем когда угадываешь в текстах рокеров-восьмидесятников реалии подпутинской России. В принципе, появление "Комбинации" было полностью оправдано исторически. У интеллигентных людей вставали волосы дыбом от текстов про "два кусочека колбаски" или "американ бой — уеду с тобой" и проститутских сценических костюмов. А какая еще музыка могла сопровождать эпоху, главными героями которой стали новые русские в малиновых пиджаках и златых цепях? В появлении "Шпилек" настораживает одно: почему именно сейчас возникла необходимость в такой группе? Бандитский капитализм, что ли, возвращается и пора сдувать нафталин с красного пиджака?
Впрочем, вполне возможно, что появление "Шпилек" связано всего-навсего с последними тенденциями в жанре юмора. Анализ телепрограммы показал, что население готово, приходя с работы, практически безостановочно смеяться над тупейшими шутками "аншлаговцев" и "кривозеркальцев". А в попсе эта ниша не занята — все по старинке про любовь поют, и погоготать на концертах не над чем. Александр Ситников, Александр Елин и другие решили исправить это упущение и создали герлз-бэнд, выступающий в жанре "музыкальные дубовицкие". "Я сейчас пошучу, дорогие мои", - так называется самое жуткое выражение лица ведущей "Аншлага". "Шпильки" занимаются примерно тем же: количество пошлостей на единицу времени диска зашкаливает, поэтому выход — относиться к этому как к шутке. Но в таком случае начинает зашкаливать количество плоского юмора. В принципе, и раньше были дамские группы, неудачно балансировавшие между стервозными текстами и стремлением обратить их в шутку, но никто еще не пытался обойтись подобным творческим приемом как единственным. "Женсовет", из которого вышли Лада Дэнс и Светлана Лазарева, спев несколько оправдывающих название агитационных произведений, сошел на нет; "Комбинация", чьи многочисленные мелодии вы теперь можете переслушать на альбоме "Шпилек", пела про колбасу сносным двухголосьем под достаточно актуальную для своего времени музыку "лохо-диско"; "Стрелки" вообще старались быть типичным герлз-бэндом, а китчевые песенки типа "Мамочки-мамули" исполняли лишь иногда; наконец, "Поющие вместе" стали просто предвыборным проектом, правда, выпущенным почему-то после выборов.
"Шпилек" с "Поющими вместе" роднит автор большинства текстов обоих коллективов — Александр Елин. Он любит два вида поэзии — героические абстрактные полотна для хеви-групп и предельно примитивные, кишащие самыми дикими штампами, стишки для поп-трэш-девушек. Если вам, закаленным шутками Петросяна, все еще кажутся смешными фразы "Сергей - гей", "крути педали, пока не дали", "темнота — друг молодежи", обращение "Зая", междометия "мяу-мяу" и "чмоки-чмоки", а также наличие соперницы-разлучницы по имени Дуня Кулакова — купите этот альбом. Не пожалеете.
Алексей Мажаев, InterMedia