"ОДИН УХОДИТ - ДРУГОЙ ОСТАЕТСЯ": ОСЕННИЙ МАРАФОН В КВАДРАТЕ

Пресс-показ психологической мелодрамы "Один уходит - другой остается" (L’un reste — l’autre part, Франция, 2005, режиссер - Клод Берри, в ролях - Шарлотта Генсбур, Даниэль Отой, Натали Бэй, Пьер Ардити, Миу-Миу, Аисса Маига) прошел в кинотеатре "Ролан" 1 декабря.
Преуспевающие антиквары Ален (Ардити) и Даниэль (Отой) не вполне довольны своими почти 20-летними браками. Ален заводит бурный роман с Фаридой (Маига), молоденькой красавицей-негритянкой из Сенегала. Его жизнь омрачает лишь страх разоблачения ревнивой женой Фанни (Бэй). Даниэль очень дорожит своей Анн-Мари (Миу-Миу), но в последние годы они перестали быть по-настоящему близки. Новую любовь, романтичную Жюдит (Генсбур), он встречает при трагических обстоятельствах, его старший сын от первого брака попал в аварию и находится в реанимации. Ален разрывается между женой и любовницей, а, обманывая обеих, постоянно попадает в комичные ситуации. Cтресс доведет его до антидепрессантов и психиатрической клиники. Даниэль не решается причинить боль Анн-Мари, но любовь к Жюдит, похоже, сильнее семейного счастья. Перед Аленом и Даниэлем встает неразрешимый вопрос - кого выбрать?
"Вот сидят две женщины, одинаково мне близкие и дорогие. Но с одной меня связывает все, кроме долга, а с другой - ничего, кроме долга. Как быть, к кому прислониться?!" Эта хрестоматийная фраза из "Полетов во сне и наяву" как нельзя лучше отражает классическую жизненную коллизию, которой посвящен новый французский фильм. Кажется, Жюдит вполне могла бы в решающий момент воскликнуть: "К телеграфному столбу!!!". Клод Берри отлично осознает, что в жизни такая ситуация не имеет решения - мужчина в любом случае станет предателем. Но жизнь не кино, и выбор в конце концов приходится делать. Известно, что в 80% случаев выбирают жену (что как нельзя лучше опровергает новейший постулат об отмирании института брака). Однако такой выбор ничего, в сущности, не меняет, так как является подлостью по отношению к новой возлюбленной. То, как поступили в итоге герои ленты (один ушел - другой остался), конечно, вполне правдоподобно, однако Берри взялся оправдать одного из своих персонажей. Георгий Данелия, оставив в "Осеннем марафоне" открытый финал, поступил честнее. Он не нашел выхода для своего героя, так как выхода этого нет! Французы убеждены - чувства в личной жизни куда как важнее долга, совести и чести. Это, безусловно, очень удобная позиция. Прямо противоположную идеологию несет индийское кино. Столь же кардинально отличается в этих странах и демографическая ситуация.
Творческий кризис, поразивший на рубеже веков мировой кинематограф, наиболее грустно наблюдать на примере Франции. Дело даже не в сделанных под Голливуд тупых блокбастерах. Новый французский герой - это скучный преуспевающий буржуа, лишенный сильных чувств и ярких эмоций, не способный на дерзкие и безрассудные поступки. На этом фоне картина Берри - далеко не худший пример. По крайней мере она сделана на высоком художественном уровне, обладает четко выраженным французским стилем, прекрасными актерскими работами. Глубоко, хотя и спорно раскрыта вечно животрепещущая тема. Картина не зря стала лидером национального проката - это только у нас зрителя держат за идиота, а людям по-прежнему хочется смотреть нормальные фильмы о жизни. Тем более что Клод Берри снял эту ленту буквально о себе: ряд сцен полностью автобиографичен. Даниэль — альтер эго режиссера. И трудно упрекнуть Берри в том, что он решил максимально смягчить свою историю. В реальности сын режиссера Жюльен Рассам был разбит параличом в результате падения с третьего этажа, а четыре года спустя погиб в аварии. Его первая жена Анн-Мари Рассам страдала тяжелым заболеванием и покончила с собой после нескольких лет страданий. С третьей женой Клод познакомился на следующий день после того, как его сын попал в аварию. Результатом этой встречи стал тяжелый разрыв со второй женой Сильвией и младшим сыном.
Финал фильма содержит приятный сюрприз для поклонников французского шансона: в лучших его традициях Шарлотта Генcбур потрясающе чувственно исполняет песню "L’un reste — l’autre part".
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости