"КИНГ-КОНГ": НЕРЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ, ИЛИ ВЫЖИВАЮТ ЗЛЕЙШИЕ
Давным-давно восьмилетний новозеландский паренек Питер Джексон посмотрел по телевизору фильм "Кинг-Конг" (1933) режиссеров Мериана К.Купера и Эрнеста Б.Шодсэка, который произвел на него колоссальное впечатление. "Вырасту и буду как они", - решил он тогда и слово свое сдержал. А поражаться было чему. "Кинг-Конг", выпущенный компанией RKO (впоследствии ставшей собственностью Говарда Хьюза) был не только прогрессивным по меркам кино того времени, но и остается одним из самых впечатляющих фильмов, и по сей день. Фраза, принадлежащая одному из героев, режиссеру Карлу Дэнхэму: "Для этой картины придется придумать новые эпитеты", как нельзя лучше ложится в контекст эмоционального шока, который вызывал "Кинг-Конг" у неискушенного зрителя.
История, со временем ставшая классической, принадлежит Мериану К. Куперу и автору сенсационных романов, этакому Роджеру Корману от литературы, бульварному детективщику Эдгару Уоллесу. Именно они придумали оригинальный сценарий про гигантского самца гориллы Конга с далекого острова Черепа, полюбившего недалекую блондинку Энн Дэрроу и в результате нашедшего свою смерть на крыше нью-йоркской высотки Empire State Building. Тогдашние спецэффекты (покадровая анимация, экранные проекции, многоплановые картины на стекле, подробные настольные миниатюры) сегодня многим покажутся наивными, однако этот современный снобизм ничуть не умаляет художественной ценности фильма для понимающих истинную природу кино зрителей. А уж, представить, что творилось с посетителями кинотеатров в 1933 году, просто немыслимо. После выхода на экраны фильм собрал рекордную кассу — $1,75 млн., благодаря чему RKO избежала банкротства и выпустила рекордное количество отличнейших картин.
Впоследствии Кинг-Конг возвращался на экраны не раз. Отечественный зритель прекрасно помнит одноименный прокатный хит режиссера Джона Гиллермина с Джессикой Лэнг и Джеффом Бриджесом, снятый в 1976 году и спустя десять лет показанный у нас. В отличие от Гиллермина, чей фильм, к слову, Джексону не понравился, матерый новозеландец делает прямой римейк оригинальной версии 1933 года: некоторые сцены воссозданы буквально покадрово, например — логово зверя в горах, переход от пойманного и усыпленного Конга к чудовищному шоу на Бродвее и многое другое. Для любителей спецэффектов просмотр картины рискует превратиться в затяжной аттракцион незамутненного трагизмом происходящих событий счастья. Если не касаться технических достижений компьютерной анимации и рассматривать творение Джексона как художественный фильм, здесь есть как и превосходно решенные драматургически сцены, так и просто коньюнктурные фрагменты, рассчитанные только на визуальный эффект (вроде демонстрирующих уровень спецэффектов сентенций "Парка юрского периода" или фильмов о динозаврах канала BBC), только чуть более качественных. В первую очередь это касается приключений на острове Черепа; воссоздание Нью-Йорка времен Великой депрессии демонстрирует чувство меры, не переходящее за грань хорошего вкуса. А финальная сцена атаки Конга бипланами на фоне рассветной роскоши нью-йоркского неба и вовсе останется в памяти на всю жизнь.
Теперь непосредственно о героях. Наоми Уоттс была приглашена сыграть роль, когда-то сделавшую звездой Фэй Рэй, вошедшую в историю кино как "девушка Кинг-Конга". Но в отличие от Энн Дэрроу, сыгранной Рэй, и тем более стервозной героини Джессики Лэнг, героиня Уоттс не только не боится гиганта и не визжит на протяжении всего фильма по поводу и без, но и испытывает к нему если не любовь, то очень сильную привязанность. Несмотря на значительную переработку образа Энн, Джексон мечтал, чтобы легендарная Фэй произнесла в фильме знаменитую финальную фразу: "Его убили не самолеты, его убила красота" - и даже вел переговоры с престарелой актрисой об участии в съемках. Однако Фей Рэй умерла в 2004 году, поэтому, как и в оригинале, эти слова произносит Карл Дэнхэм в эмоциональном исполнении Джека Блэка, сыгравшего типаж, представляющий собой нечто среднее между ранним Орсоном Уэллсом и Верноном Херцогом. Возлюбленный героини Джек Дрисколл (Броуди) в новой версии переквалифицировался из помощника капитана в драматурга, пьесами которого зачитывается Энн.
И хотя принято толковать эту историю как некий вариант отношений красавицы и чудовища, в первую очередь это сюжет, в котором сквозь фантастический ореол проступает очень реальное, бескомпромиссное отношение к чудо-человечеству. Воспринимать Конга как монстра может только человек с интеллектом Энн Дэрроу в исполнении Джессики Лэнг. Так же глупо видеть здесь незамутненный символ платонической любви: при всей способности любить и жертвовать собой, Конг — не человек, и этим все сказано. Поэтому он погибает, а цивилизованное человечество остается жить. Фантастика, сказка, говорите вы?
Анастасия Белокурова, InterMedia