"ХРОНИКИ НАРНИИ: ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ": ВЗГЛЯД, ОТКРОВЕННЫЙ, КАК СТАЛЬ КЛИНКА

Премьера семейной сказки "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф" (The Chronicles of Narnia: The Lion, The Witch, And The Wardrobe, США, 2005, режиссер - Эндрю Адамсон, в ролях — Джорджи Хинли, Скандар Кийнес, Анна Поплуэлл, Уильям Мозли, Руперт Эверетт, Тильда Суинтон, Джим Бродбент) состоялась в рамках презентации мультиплекса "Формула кино на Мичуринском" 18 декабря.
Пока их отец сражается с мировым злом на британо-германских фронтах Второй мировой, Люси (Хенли), Питер (Мозли), Эдмунд (Кийнес) и Сьюзен (Поплуэлл) отправляются из Лондона, каждодневно терзаемого асами Геринга, в эвакуацию. Детей приютил в своем старом деревенском особняке старый друг семьи, строгий странноватый профессор. Однажды, изнывая от скуки, мальчишки и девчонки затеяли игру в прятки. Младшенькая Люси, которую старшие вечно не принимают всерьез, прячется в старинном платяном шкафу. Пробираясь среди огромных шуб, вдыхая таинственный аромат нафталина, девочка вдруг обнаружит себя в заснеженной стране, где сразу познакомится с молодым фавном. Вернувшись и рассказав сестре и братьям о "глубокоуважаемом шкафе", Люси конечно, лишь, навлекла на себя их насмешки. А когда ребята согласились проверить ее рассказ, то конечно ничего не обнаружили, кроме задней стенки. Но однажды им самим пришлось спасаться от гнева рассерженного чудака-профессора в старом шкафу. Так дети попадают в мир Нарнии, когда-то созданный львом-демиургом Асланом. Но сейчас власть там захватила Белая Ведьма (Суинтон), превратившая чудесную страну в край вечной зимы. Теперь Люси, Питеру, Эдмунду и Сюзи предстоит свой бой "не ради славы, ради жизни на Земле".
Кому не приходилось прятаться в детстве в платяных шкафах, среди огромных родительских одежд, покручивая в темноте пуговицы с таинственными иностранными надписями и обнаруживая в карманах малопостижимые, но любопытные артефакты? Безусловно, образ Платяного шкафа как двери в таинственные миры — замечательная находка Клайва Стейплза Льюиса, британского богослова середины прошлого века, создавшего семь книг о Нарнии. В настоящее время Эндрю Адамсон ("Шрек-1, 2") работает над продолжением "Хроник". На Западе фэнтези Льюиса пользуются намного большей популярностью, чем творчество Толкиена, и вполне заслуженно. Льюису удалось на редкость органично, увлекательно и вменяемо изложить библейские истины (в понимании англиканской церкви) в виде волшебной детской сказки. Миры Толкиена более путаные и отдают некоторой психопатичностью. Возможно, в этом секрет их большей известности в нашей стране, чью историю вменяемой не назовешь. Сам Льюис противился экранизации своего творчества, полагая, что кино не в состоянии адекватно передать волшебную атмосферу Нарнии (не видел он фильмов Роу). Для западного кинематографа это стало возможно лишь в последние годы, с появлением современных компьютерных спецэффектов — наследников богослова убедил, кстати, именно "Властелин колец". "Хроники" также решили снимать в Новой Зеландии, хотя местные власти и отказали во въезде канадским оленям, мотивируя это их генетической неблагонадежностью. Что характерно — у волков проблем с визами не возникло. Вот она — политика двойных стандартов! Если учесть, что волк — символ сепаратистской Ичкерии, а силы добра возглавляет Аслан, до теории заговора недалеко. Кроме шуток, трудно понять, что имел в виду пятьдесят пять лет назад англиканский богослов, сделав белую женщину символом Зла, а зверя с арабским именем (в переводе — Великий) — символом Добра.
Однако, прежде всего, экранизация "Хроник Нарнии" является увлекательной детской историей, сделанной в духе классических английских традиций, и, пожалуй, лучшим рождественским фильмом года (что уже оценили на Западе, где лента занимает первую строчку рейтинга). Феерические, действительно впечатляющие спецэффекты здесь на редкость уместны, не грузят и не давят на психику, а тонко и со вкусом передают волшебный мир сказочной Нарнии. Продюсеры грамотно отказались от привлечения мегазвезд, что всегда освежает картину и подкупает искренней интонацией. Все роли сыграны на высоком уровне, особенно же порадовала Тильда Суинтон, сделавшая свою колдунью не бесстрастной Снежной Королевой, а сложным, трагичным и прекрасным существом. Удивительно трогательна в образе маленькой Люси Джорджи Хинли. Задумчивая мечтательная девочка, немного не от мира сего, кажется старшим какой-то недотепой, ее нелепым фантазиям невозможно поверить. Именно такие дети видят что-то, недоступное обычным людям, и зачастую способны на необъяснимые, чудесные свершения. Но это понимает лишь тот, кто хорошо знаком с какой-нибудь такой девочкой.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости