"ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ": АНГЕЛЫ ПОДВЕРЖЕНЫ ДОВЕРИЮ
(It’s A Wonderful Life, США, 1946, режиссер - Фрэнк Капра, в главных ролях - Джеймс Стюарт, Лайонел Бэрримор, Дон¬на Рид, Томас Митчелл, Генри Трэверс.)
В канун первого послевоенного Рождества вся небесная канцелярия охвачена паникой. В маленьком, типично американском городке Бедфорд Фоллс терпит бедствие один хороший человек по имени Джордж Бейли (Стюарт). Измотанный неудачами, доведенный до белого каления махинациями своего могущественного и подлого конкурента (Бэрримор), а в ответ на молитву получивший, как ему кажется, единственно возможный ответ - удар в зубы, Бейли всерьез подумывает о самоубийстве.
Хорошего человека, как известно, найти нелегко, и надо бы что-то с этой ситуацией делать, да вот проблема — у Господа в данный момент нет в распоряжении свободных ангелов, все задействованы по другим, крайне актуальным делам. Остается Кларенс (отличная роль Генри Трэверса), ангел второго класса, своего рода стажер, по ангельским меркам молодой-зеленый, зачитывающийся Марком Твеном, совсем неопытный, не заслуживший пока даже крыльев. Кларенс появляется в Бедфорд-Фоллс аккурат в момент прыжка отчаявшегося Джорджа Бейли с моста в ледяную во¬ду. Остальное для Кларенса - дело техники. Показав Джорджу, в какой вертеп превратился бы Бедфорд-Фоллс после его гибели - тем более что "у нас на Небе таких поступков вообще не одобряют", - Кларенс доказывает парню: "Жизнь стоит того, чтобы жить".
В конечном счете, как и во всякой порядочной рождественской истории, все заканчивается хорошо, но дело в том, что здесь речь идет не о "всякой" рождественской истории, а о самой убедительной, самой великой, которая только появлялась в XX веке. В Соединенных Штатах без этого фильма Капры не обходится ни одна декабрьская телепрограмма, частота его показов сравнима разве что с трансляциями "Иронии судьбы, или С легким паром!" на нашей территории. И здесь, как примерно в те же годы с атомной бомбой, Америка вновь обогнала Россию: если "Ирония судьбы" - обычная бытовая мелодрама с людоедской моралью (любовь - хорошо, друзья - плохо), то у Капры - идеальное новогоднее произведение о "маленьких" людях, чья поистине удивительная жизнь вызывает чувство сопереживания, настолько пронзительного и волшебного, что в какой-то момент у любого неиспорченного человека на глаза наворачиваются слезы. Можно обозвать все происходящее на экране набившим оскомину словом "катарсис". Но лучше этого не делать.
К созданию фильма Фрэнк Капра шел долго. Если к профессии кинорежиссера и применимо понятие "звезда первой величины", то таким светилом в те годы допустимо считать одного лишь Капру. Отправивший студию Гарри Кона Columbia на реальную финансовую орби¬ту, единолично вызволивший Америку из кошмара "великой депрессии", великий утешитель Капра, безусловно, имел право на определенные привиле¬гии. Первым в мире он получил невероятнейшую возможность обозначать свое имя в титрах перед заглавием фильма, своего рода торговой маркой, не просто, к примеру, "Это случилось однажды ночью", но "Frank Capra"s It Happened One Night". Памятно и то, с каким нордическим спокойствием Капра израсходовал годовой (!) бюджет "Коламбии" во время съемок знаменитого "Потерянного горизонта". Одним словом, человек творил, что хотел. Но и Гарри Кон, самодур, необычный даже для Голливуда, также позволял себе многое. В итоге, когда под маркой "Фрэнк Капра" в прокат вышло не пойми что под названием "Если бы ты умела готовить" (о существовании такого "своего" фильма мэтр узнал, когда успокаивал себе нервы отдыхом на Ривьере), режиссер спокойно отработал подписанные контракты, не забывая, впрочем, и о собственных "Оскарах" ("Это вам с собой не унести", 1939 - лучший фильм, лучшая режиссура: no comments). После чего основал собственную студию Liberty, на которой также сделаны достойнейшие фильмы, включая и "Удивительную жизнь".
Успех картины во многом определило участие Джеймса Стюарта, одного из капровских alter ego, идеалистов-мечтателей, несмотря на все невзгоды твердо верящих в "американскую мечту". Мечту эту в фильмах Капры отстаивали такие причудливые, "не от мира сего" персонажи, как мистер Смит, произносящий в Конгрессе "флибустьерскую" речь продолжительностью в 23 часа, и мистер Дидс, помимо всего прочего катавшийся в два часа ночи на пони в неоновых лучах нью-йоркских автострад. Стюарт и в жизни на фоне царящего в Голливуде содома вел себя крайне положительно: одним из первых киноактеров добровольно пошел на фронт, где служил в авиации (что вполне понятно, ведь к тому времени у актера уже давно был собственный самолет) и сбил не один десяток вражеских "мессеров", чем и объясняется пятилетний перерыв в его актерской карьере. Войну Джеймс Стюарт закончил в чине полковника ВВС. Если бы боевые действия продолжались, роль Джорджа Бейли, скорее всего, досталась бы Гэри Куперу, еще одному коронному капровскому актеру ("Мистер Дидс переезжает в город", "Познакомьтесь с Джоном Доу"). Но и со Стюартом Капра к тому времени сделал немало лент ("Мистер Смит едет в Вашингтон", "Это вам с собой не унести"). Остальное, включая все непростые подробности съемок, - уже история. (Премьеру легендарной ленты можно теперь увидеть и на наших экранах 27 декабря; один из каналов наконец-то сподобился показать нам ее.) Напоследок стоит отметить, что явно "оскароносный" фильм, лучшая работа Фрэнка Капры, по определению напрашивавшаяся на пяток наград Киноакадемии, не получила ни одной. И здесь мы вновь возвращаемся к понятию "ирония судьбы": все "Оскары" 1947 года у Капры увела добротная, но не более того, драма Уильяма Уайлера "Лучшие годы нашей жизни". Но ведь ангел Кларенс крылья свои в итоге-то получил! Чего же еще желать? А память и время все равно расставили все по своим местам. Мало кто ныне вспоминает картину Уайлера. Что же касается фильма Капры, то его будут смотреть до тех пор, пока существует человеческий род.
Борис Белокуров, InterMedia