"РАДА И ТЕРНОВНИК" — "ЗАГОВОРЫ"
Рада не раз обращалась к русскому фольклору. Например, ее предыдущий альбом носил название "Женитьба", а его содержание составлял ряд песен на оригинальные народные (или хорошо стилизованные) тексты. Стоит отметить, что тогда Рада обратила внимание прежде всего на обрядовую, ритуальную сторону свадьбы. Так что обращение к жанру заговоров на этот раз (а именно так озаглавлен альбом) вполне закономерно.
Вообще-то мрачновато-мистические песни Рады всегда были близки заговорам. Аллегорические тексты, повторяющиеся как заклинание мелодические обороты и пронзительный голос певицы… Но ожидать, что на новом CD Рада будет в точности воспроизводить народные заговоры, не стоит. Композиции альбома - вполне самобытное явление, хотя персонажи песен типичны для фольклора (это видно даже из названий): "Чуяла птица", "Змеи", "Трава", "Солнце ясно". Как оказалось, современные заговоры, в отличие от своих прототипов, отлично сочетаются с инструментальным аккомпанементом. Глубокие басы, жесткий ритм ударных и вибрация электрогитары только усиливают впечатление. Одна беда, Рада нередко повторяется. Наиболее яркие и запоминающиеся попевки кочуют у нее из одной песни в другую. Изобретательные аранжировки с включением импровизаций классических инструментов - саксофона, флейты - и проигрышей народных — рожка, двойчаток, - конечно, спасают ситуацию, но все же часто ловишь себя на мысли, что каждая новая песня слегка похожа на предыдущую.
Начинается альбом с композиции "А не быть ветрам/Говорила, говорила…" - она уже была представлена на СD "Женитьба". На нее, а также на композицию "Улетая", есть клип, по которым можно судить, насколько сильнее впечатление от "живого" исполнения, где шаманские жесты и непонятного темного цвета балахон певицы превращают концерт в мистическое действо. Среди композиций альбома выделяется песня "Холодно (плач)". Первоначальная интонация действительно заимствована Радой из русских плачей. Правда, за надрывным причитанием текста не слышно, но надо полагать, что он тоже соответствует жанру. Необычна вокальная партия в песне "Солнце ясно" - чередование пения в высоком и низком регистрах. Конечно, высокие ноты у Рады звучат намного выразительнее низких, но сама по себе идея подачи музыкального материала любопытна. Самая оригинальная песня альбома — "Сероглазка", которой завершается CD. Во-первых, она в мажоре, что для Рады уже нетрадиционно. Во-вторых, прозрачный аккомпанемент, создаваемый с помощью кельтской лиры, придает балладе особый светлый колорит.
Наталья Светлакова, InterMedia