"ОРУЖЕЙНЫЙ БАРОН": ОБЕЗЬЯНА С ГРАНАТОЙ
Сын украинских эмигрантов Юрий Орлов (Кейдж) трудился в семейной забегаловке на Брайтон-Бич, пока не увидел ненароком, какие чудеса творит пистолет в руках бугая-мафиози. Оружие вдруг очень увлекло его — но не как маньяка-убийцу, а как маниакального дельца. Перепродав в порядке эксперимента два автомата, Юрий ощутил вдруг какое-то странное электричество в воздухе — то самое, видимо, что чувствовал, скажем, Гитлер в мюнхенской пивной. В погоне за этим упоительным ощущением господства над реальностью Орлов стал наращивать оборот и в результате стал самым крупным торговцем оружием. Он проворачивает немыслимые комбинации, выкупая брошенное миротворцами оружие и перепродавая его очередным африканским повстанцам. Его лучшие друзья — продажные генералы и полоумные диктаторы. Он расширяет ассортимент благодаря родственным связям с командованием украинского гарнизона, устраняет конкурентов руками чернокожих головорезов — а в свободное время возвращается к жизни добропорядочного простака-толстосума с красавицей женой (Мойнахан), квартирой с видом на Центральный парк и единственной обузой — плаксивым братом (Лето), который филигранно вычерчивает кокаином на столе контуры Украины, но больше ничего толком делать не умеет. Орлов в силу врожденной жизнерадостности вполне комфортно себя чувствует в условиях такой конспирации — ровно до тех пор, пока легкомысленная, но не пустоголовая жена открывает портовый контейнер, в который помещается вся настоящая жизнь Юрия Орлова.
Довольно вялый политический памфлет, драпирующийся в атрибутику авантюрной трагикомедии, при некоторой жанровой размазанности оставляет довольно благостное впечатление — но в основном благодаря частностям. После беглого взгляда на синопсис и эстетских титров, которые простираются на фоне зарисовок из жизни отдельно взятого патрона калибра 7,62 (чаще всего такие находят себе временное пристанище в обоймах автоматов Калашникова), ожидаешь от фильма драйв примерно того же рода, что встречается в "Талантливом мистере Рипли", "Настоящей Маккой" или даже в "Прирожденных убийцах". Упомянутые фильмы славны тем, что провоцируют самоидентификацию зрителя с героями, которые, конечно, подонки, но подонки с мощной философией. Таким образом, зритель радуется неправедному обогащению протагониста и до последнего надеется, что найденные трупы полиция не ассоциирует с обаятельным убийцей. Так вот, несмотря на то, что путь талантливого коммерсанта в оружейного воротилу сопровождается вполне глянцевой атрибутикой (лимузин, личный самолет и самые красивые девушки планеты), а сам кровавый торговец, хотя и лишен этических принципов, но обладает вполне убедительной жизненной позицией (согласно которой он — вполне органичная часть экосистемы) - вживаться в шкуру этого баловня судьбы как-то не хочется. Все потому, что Эндрю Никкол ("Гаттака"), тяготеющий к фильмам про подвиги, которые никому, кроме человека, их совершающего, не нужны, незаметно отказался от навязшей уже в зубах схемы с общественным конфликтом и нравственным перерождением, которую эксплуатирует большинство авантюрных фильмов. Юрия Орлова не сильно беспокоят африканские дети, убивающие друг друга из его автоматов; его не допекают нападки бравого фэбээровца (Хоук) и не сокрушают ни уход жены, ни даже потеря брата. Юрий — человек в высшей степени цельный, раз и навсегда решивший свою судьбу и добившийся в своем скромном ремесле недостижимых высот, а потому скучающий. Тут совершенно ко двору пришелся мсье Кейдж, последние года три проявляющий недюжинную изобретательность в деле закапывания в землю своего таланта. Со всеми своими ужимками, мимикой загипнотизированного удавом кролика и анимешными почти глазами он очень органично вживается в роль человека, которому бы вместо крестика носить на шее золотую модельку "Калашникова". Временами он, конечно, переигрывает, расцеловывая, например, телевизор с "лысым Мишей", сломавшим Берлинскую стену, но большую часть времени вполне правдоподобно изображает отрешенность усталого демиурга. На этом фоне агитационная составляющая фильма про диктаторов, заказывающих оружие по пути в Ассамблею ООН, безликих генералов, вытаскивающих нашего героя из каталажки со словами: "Приятно с тобой работать", - и крупнейшего в мире торговца оружием, которым на самом деле является президент США, смотрится, натурально, школьным сочинением на тему "Почему Буш-младший плохой". То есть, честно говоря, не слишком понятно, снимал ли довольно мощный новозеландец Никкол свой фильм ради сомнительной изобличительной риторики или ради пронзительного, но мимолетного образа одинокого человека с дипломатом посреди выжженного поля боя.
Игорь Веселов, InterMedia